Арсенал special «road wars»

К сожалению, в России борьба за место на дороге принимает поистине устрашающий размах. Все чаще в бездушной статистике дорожно-транспортных происшествий появляются данные об авариях с участием двухколесной техники. Только поединок мотоцикла и машины с трудом можно назвать равным, ведь шансов остаться в живых после столкновения у мотоциклиста на порядок меньше.

В Российской Федерации зарегистрировано в общей сложности около 4 млн мотоциклов, что является очень внушительной цифрой. Определенная часть из них эксплуатируется в небольших городах, поселках и деревнях, где аварийность на дорогах существенно ниже. Основную же статистику мотопроисшествий делают любители двухколесной техники из мегаполисов и крупных областных центров. За год в нашей стране происходит более 15 000 аварий с участием мотоциклов, в результате которых в год погибает около 2000 человек. В действительности погибших больше, ведь цифры учитывают только тех, кто скончался на месте ДТП. А сколько молодых людей из более чем 17 000 пострадавших в авариях погибает по дороге в больницу или на операционном столе? В восьми случаях из десяти попавшему в аварию мотоциклисту требуется серьезная медицинская помощь. Если учесть, что средний возраст мотоциклиста составляет 20-35 лет, то становится очевидно: умирает и калечится самая трудоспособная часть нашего общества. Понимание приходит с опытом. Этот известный в прошлом слоган одной из табачных фабрик как нельзя лучше подходит к взаимоотношениям участников дорожного движения. Чем больше опыта, тем меньше желания что-то доказывать и отстаивать свой псевдостатус на дорогах. Но опыт опытом, а предрассудки у нас еще никто не отменял. Расхожее мнение, что мотоциклист изначально виновен в любом дорожно-транспортном происшествии уже в тот момент, когда завел мотоцикл, до сих пор имеет место. Многие автолюбители не воспринимают мотоциклы как полноценное транспортное средство, владелец которого обладает теми же правами и обязанностями, как и любой участник дорожного движения.
Пренебрежительное отношение порождает соответствующее поведение на дороге. В большинстве аварий с участием мотоцикла автомобилисты не признают и, самое страшное, не ощущают своей ответственности за содеянное, даже когда вина доказана. Фразы «я его не видел» вполне достаточно, чтобы оправдать собственные необдуманные поступки. Как бы то ни было, юридически «я его не видел» означает неправильную оценку дорожной обстановки, что и приводит в конечном итоге к аварии. Но главное — снять с себя ответственность, и если о ее гражданском и административном размере можно договориться, то подкупить собственную совесть сложнее. Но, как показывает практика, нет ничего невозможного, и многим это вполне удается. Среди таких невнимательных водителей нет разногласий, все как один они готовы повторять с завидным упрямством: «Хуже мотоциклиста зверя нет. Они гоняют, как сумасшедшие, нарушают все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения, их плохо видно и вообще они нам мешают». Это и есть краеугольный камень большинства дорожных конфликтов—таким, в принципе, все мешают, в том числе и водители других транспортных средств… И самое печальное, что их уже не переделаешь, программа запущена, и переустановить ее без потери данных невозможно. На российских дорогах психологическое неприятие одного участника дорожного движения другим вырастает в разы, если речь идет о мотоциклисте. А представьте себе среднестатистическую двухчасовую московскую пробку? Действительно, с какой стати все стоят, а он едет?! Как это типично для нашей страны. Легче выместить недовольство и злобу за плохие дороги, непродуманные дорожные развязки и за бездарное выполнение своих прямых обязанностей сотрудниками ГИБДД на более предусмотрительном человеке, логично выбравшем альтернативный способ передвижения. С этим ежедневно сталкивается практически каждый мотоциклист. Этому могут быть разные объяснения, но в чем мотивация определенной группы граждан (назовем ее условно «завистливые пакостники») — непонятно. Активных участников этой социальной группы можно периодически наблюдать в любом из московских заторов. В отличие от воспитанных водителей, завидев в зеркале заднего вида мотоциклиста, они с упорством известного животного переставляют автомобиль так, что проехать мотоциклу становится невозможно. Вот такая собака на сене — ни себе, ни людям. Откуда же растут ноги у этого явления? Козьма Прутков говорил: «Зри в корень», попробуем заглянуть туда. Отношения участников дорожного движения — это проекция человеческих взаимоотношений, проходящих через призму воспитания, культуры и степени самореализации. Очевидно, что с воспитанием и культурой у нас были некоторые затруднения, результат в сильно концентрированном виде мы наблюдаем на бескрайних дорогах нашей родины от Владивостока до Калининграда.
Исконно русский вопрос «Что делать?» регулярно звучит с разных сторон баррикад, но несмотря на определенные положительные тенденции, обстановка в целом находится если не на критическом, то на очень низком уровне. Однозначного и простого решения найти невозможно, одно ясно — изменить что-либо быстро и радикально не получится. В обществе должна проявиться система саморегулирования, выработаться негласные правила поведения, если хотите, кодекс культурного водителя. Чтобы понять, что это такое, достаточно просто прокатиться в какой-нибудь европейской стране на автомобиле. И не стоит уповать на размеры штрафов. Конечно, это сильно влияет на дисциплинированность водителей, но там тоже нарушают, не как у нас, конечно, но регулярно и с удовольствием. Но на культуре вождения и отношении к другим участникам дорожного движения это отражается разве что косвенно. Даже в таких странах как Италия или Испания, где, по меркам других европейских стран, ездить невозможно, уровень культуры на дороге на порядок выше отечественного.
Что же остается? Какие выводы можно сделать? Если все-таки речь идет об отношениях автолюбителей и поклонников двухколесной техники, то можно выделить ряд мер, которые позволят сократить печальную статистику дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов. Первое — это работа сотрудников Госавтоинспекции. Не использование служебного положения в целях личного обогащения, а реальное исполнение своих должностных обязанностей.
Второе: как это ни банально звучит, необходима постоянная и целенаправленная пропаганда повышения уровня культуры водителей. В особенности когда речь идет об отношении к мотоциклисту. Люди, управляющие автомобилем, должны четко осознавать, что даже несерьезное с их точки зрения ДТП для мотоциклиста может обернуться увечьями или даже гибелью. Те жалкие попытки, предпринимаемые пару лет назад столичным правительством, в виде небольшого количества рекламных баннеров на Воробьевых горах с обращением к автолюбителям с просьбой уважать права мотоциклистов, естественно, не возымели никакого действия. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходима федеральная государственная программа, целью которой будет не только повышение уровня культуры и ответственности автовладельца перед мотоциклистом, но и популяризация двухколесной техники как альтернативного способа передвижения, что крайне актуально для любого крупного города России. Масштабное увеличение количества мотоциклов — это вполне логичный способ разгрузить дороги мегаполисов хотя бы в летнее время, что непременно прочувствуют на себе остальные участники дорожного движения.
Что необходимо предпринять, чтобы два последних абзаца из разряда отвлеченных размышлений материализовались и привели к конкретным результатам? К сожалению, приходится повторять затертую до дыр фразу. Без политической воли, причем на самом верху, сложившуюся ситуацию не переломить. Даже если предположить, что выделят необходимые средства на, назовем ее условно, «целевую государственную программу по популяризации мототранспорта в России», то расходоваться они будут под-стать похожим госпрограммам: деньги испарились, выхлоп нулевой. Хотя самое действенное в повышении безопасности и культуры на дороге — это если каждый начнет сам с себя, и неважно, идет ли при этом речь о владельце мотоцикла или машины…

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки