на колесах-маршрут «подвох»

В тот день ничто не предвещало беды. Аномально теплая для середины января погода, мелкий падавший снег и внушительные, как нам казалось, запасы еды в рюкзаках обещали приятную прогулку на снегоходах. Концепция рубрики «Маршрут» предполагает не просто покатушки по лесам и полям, а небольшое путешествие к конкретному объекту (или объектам), к конечной цели, достижение которой и есть смысл поездки. Но поскольку тот роковой выезд был первым, и не все, так сказать, «технологии» были еще отработаны, выбрали пробный маршрут попроще: от парка развлечений X-Land, что в Дмитровском районе Подмосковья, через село Ассаурово, в котором есть довольно симпатичные развалины церкви Всех Скорбящих (1810-1820 гг.), к деревне Володькино. Вся поездка — лишь 15 км по целине в одну сторону и те же 15 км обратно.
Непримечательная деревушка Володькино интересна старой часовней, построенной на развалинах большого и великовозрастного храма, от которого осталась лишь единственная стена. Укомплектованные одним из лучших GPS-навигаторов, представленных на российском рынке, Garmin Oregon 450, мы были уверены, что быстро и беспроблемно доберемся до цели, проведем победную фотосессию и красиво умчимся обратно — а возможно, даже продолжим поездку, к селу Ахтырка, где сохранилось старинное имение княжеского рода Трубецких. Но у судьбы хорошее чувство юмора. Прежде чем перейти к главному «гвоздю» и номеру того дня, немного об участниках «экспедиции» и той технике, на которой нам предстояло прокатиться к старым развалинам. Четыре человека (три сотрудника «Моторевю» и один сопровождавший нас работник парка X-Land), четыре снегохода Yamaha, модели FX Nytro M-TX, Apex X-TX, Venture Multi Purpose и Venture TF. Вполне себе боевой отряд — все снегоходы исключительно проходимые и отлично подходящие для непродолжительных вылазок в глубокий снег. .Навигатор показывал, что до часовни в Володькино оставалось не больше километра-двух. Мы остановились в красивейшем естественном амфитеатре, образованном заснеженной площадкой и двумя стенами хвойного леса, покрытого снежным покровом. Отдышались, оглянулись, задумались. Устройство Garmin рекомендовало свернуть по диагонали налево, в лес — мол, так до развалин вообще рукой подать. Но проехать там на снегоходах было невозможно, уж слишком густо росли ели и сосны… Пока команда размышляла, куда и как ехать дальше, возвращаться ли назад и пытаться найти пути объезда или проламываться сквозь буйную подмосковную флору, я решил сделать кружок по амфитеатру.
Yamaha FX Nytro M-TX 162, которым я управлял, шел по снегу, как верблюд по песку. Не в смысле, что смачно плевался в прохожих, а в том значении, что уверенно, легко и 100% контролируемо. «Как по маслу» сказал бы любитель гастрономических метафор. И был бы прав—только вот масло оказалось не снежно-сливочным, а жидкостно-растительным… Внезапно я почувствовал, что снегоход подо мной резко опустился, будто «присела» гусеница, а потом ощутил, как молниеносно погасилась скорость движения. «Ничего не понимаю», — про себя процитировал героя культового советского мультфильма «Падал прошлогодний снег». Снегоход остановился, понизился и почему-то дальше не ехал, хотя передо мной была все та же целина… Все вопросы отпали, когда я обернулся, чтобы посмотреть, на что же все-таки наехал. За Nytro яркой темной полосой на белом снегу протянулся глубокий след… воды! Под пухляком, по которому так уверенно «плавал» снегоход, оказалась узкая и мелкая речка, которую совершенно было не видно! Из-за оттепели слой льда уменьшился, и тяжелая машина проломила его. Коварство природы было в том, что лед лишь истончился, но не исчез вовсе, а потому реку прикрывал и искусно маскировал толстый слой снега!
Согласитесь, пикантная получилась ситуация: снегоход лежит в воде на боку, причем так, что гусеница и сиденье полностью погрузились в речку, я по пояс в ледяной «ванне», температура воздуха -5 °С, а вокруг такой «ландшафт», что ни один полноприводный автомобиль не смог бы приехать на помощь! Меня из воды достали быстро — вернее, я сам «достался», пулей выскочив на снег, а вот Nytro «угнездился» прочно… Не буду утомлять читателя подробным рассказом о ходе спасательной операции. Напишу лишь, что для того, чтобы перевести M-TX 162 из категории водных средств передвижения в сухопутное, потребовалась мышечная сила пятерых крепких мужчин (на подмогу приехал еще один человек), все поголовье лошадиных сил двух мощных снегоходов, три крепких буксировочных троса, одно огромное березовое бревно, три часа времени и очень много терпения и самообладания. Не окажись всего этого в нашем распоряжении — лежал бы Nytro в той мелкой, но очень коварной речке и сейчас и ждал бы, когда, наконец, протрезвеют трактористы в ближайших деревнях. Кстати, единственное повреждение, которое получил снегоход — порванный тросик «газа». А так — даже пластик не поцарапался, а воздушный фильтр остался сухим!
Первый маршрут мы, к сожалению, не проехали до конца. Выезд получился в фирменном стиле «Моторевю» — разве что против канонов жанра снегоход мы все-таки достали, а не утопили наверняка, а я не получил серьезных травм от обморожения, а всего лишь сильно замерз и после всех приключений даже не заболел. Следующий выезд будет еще интереснее: во-первых, надеюсь, мы все-таки достигнем цели, а во-вторых, кроме рассказа о поездке «Моторевю» будет публиковать GPS-треки с навигатора Garmin, чтобы каждый желающий смог повторить наше небольшое путешествие!

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗМА
Если вас угораздило провалиться в ледяную воду, то получить переохлаждение организма проще простого. В зависимости от температуры переохлаждение тела делится на четыре степени. Первая (температура тела 36-37 °С) и вторая (до 34-35 °С) активизируют усиленный обмен веществ, у пострадавшего учащается дыхание и повышается артериальное давление. Переохлаждение третьей степени (30-32 °С) характеризуется замедлением сердцебиения и дыхания, расстройством координации движений. Снижение температуры до 30 °С приводит к эйфории, затем спутанности сознания и его потере. При наступлении четвертой степени (до 23 °С) все важные жизненные процессы постепенно угасают.
В общем, ничего хорошего при переохлаждении не происходит, и при первой же возможности пострадавшему необходимо оказать срочную медицинскую помощь. В идеале, нужно избавить человека от промерзшей одежды и обуви и согреть его в ванне с теплой водой, которую следует постепенно доводить до температуры тела (37 °С), в течение 15 минут. Если окунуть «моржа» в ванну не представляется возможным, просто разведите костер, разотрите пострадавшего (лучше водкой или спиртом) и переоденьте его в сухую и теплую одежду. Для улучшения кровообращения и восполнения в организме тепла надо дать выпить горячего питья — чая, молока или морса, но не кофе или алкоголя, которые способствуют резкому расширению кровеносных сосудов. Оно в свою очередь чревато их разрывами, внутренними кровоизлияниями и нарушением работы сердца.

 КООРДИНАТОР
Внедорожные путешествия чреваты полной потерей во времени и пространстве — и тогда, очнувшись утром в палатке в каком-то лесу какой-то области, есть шанс не узнать «вон то кривое дерево», которое ночью вы четко обозначили для себя ориентиром. Как известно, «знание — сила», а знание своего местоположения — это вообще какая-то нечеловеческая мощь. В общем, нам нужен был GPS-навигатор. Но не обычный «повелитель блондинок», из-за точных указаний которого эти милые и безмозглые человекообразные существа иногда проезжаю под запрещающие знаки «Дороги нет!» или «Движение запрещено!», а универсальное устройство, которое могло бы работать с растровыми картами и ориентировалось бы в лесах. Модель Garmin Oregon 450 — одно из лучших предложений на российском рынке. Пока еще рано рассказывать о достоинствах и недостатках этого GPS-навигатора — нам еще предстоит разобраться со всеми бесчисленными функциями Oregon 450 — но первые впечатления уже есть. Качественный и прочный прорезиненный корпус, чувствительный сенсорный экран, который воспринимает даже касания пальцев в перчатках, и весьма дружелюбный интерфейс. Не понравилась разве что «прожорливость» устройства при отрицательных температурах: комплект батареек «кончился» почти за час! Хотя здесь чудес не бывает — на морозе элементы питания, как известно, долго не живут, а большой сенсорный экран, GPS-датчик и прочая «умная начинка» аппарата потребляют немало энергии.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?
Если вы едете на снегоходе не на кроссовую трассу, а в неизведанное «далеко» и с использованием старинной русской системы навигации «авось», советуем подготовиться к неожиданностям, которые могут (и будут!) подстерегать вас на протяжении всего маршрута. Стоит собрать необходимый минимум полезных вещей, которые пусть немного и обременят райдера, но однажды спасут ему жизнь и здоровье. В первую очередь, возьмите с собой запасные теплые носки и свитер — на случай суровых морозов или внепланового купания в проруби. Не лишней станет и вязаная шапка, которую вы будете надевать во время остановок, после того как снимете с разгоряченной головы шлем. Сухой подшлемник и запасные перчатки тоже не помешают.
Если ваш путь пролегает вдали от населенных пунктов и изученных маршрутов, позаботьтесь еще о нескольких мелочах. Непременно возьмите с собой складную лопату — в идеальном случае алюминиевую лавинную, которой пользуются горнолыжники и сноубордисты. Этот незатейливый инструмент существенно облегчит откапывание снегохода в глубоком снегу. Положите в рюкзак многофункциональный складной нож, в котором кроме, собственно, самого ножа есть пассатижи и минимальный набор отверток — при небольшом весе и невысокой стоимости он может здорово вам пригодиться! Помните, что штатные наборы инструментов в снегоходах (квадроциклах, мотоциклах…), как правило, низкого качества.
Легкая капроновая стропа или веревка (а лучше две-три) почти не занимают места, но без них очень сложно, а чаще всего, попросту невозможно вытащить снегоход из воды или глубокого снега. Кроме того, они пригодятся вам в случае необходимости буксировать технику. В путешествие по лесам прихватите легкий топорик и маленькую ножовку. Термос с горячим чаем, спички в герметичной упаковке и небольшой котелок или большая металлическая кружка не дадут замерзнуть практически в любых условиях средней полосы России.
Все вышеперечисленное добро прекрасно помещается в 25-30-литровый горнолыжный рюкзак для фрирайда. Помимо большого объема и продуманной эргономики он примечателен наличием непромокаемого отделения для запасной маски (если вы, конечно, ездите в кроссовых очках) и отдельным карманом для лавинной лопаты. При этом при полной загрузке горнолыжный рюкзак не будет мешать активному пилотированию снегохода.
И, пожалуй, самое главное: никогда не выезжайте в длительные и сложные путешествия в одиночку и без средств связи, ведь «помощь зала» может оказаться очень кстати даже в густозаселенных районах Московской области.

 НЕ ПОТЕЙ!
Бороться с запотеванием кроссовых очков можно несколькими способами, и самые эффективные из них — купить новую маску или попробовать обработать специальным составом старую. Мы решили попробовать оба варианта, чтобы наверняка: взяли на долгосрочные испытания новинку от одного из лучших и старейших производителей очков, немецкой компании Uvex, кроссовую маску FX Cross, и жидкость от другой европейской фирмы — антифог Ipone Look.
Модель Uvex FX Cross — топовая в линейке кроссовых очков компании и «укомплектована» всевозможными фирменными технологиями. В линзу интегрирован светофильтр, полностью задерживающий ультрафиолетовое излучение — казалось бы, да какая разница, не на пляже, вроде бы, загорать!.. Но любой лыжник расскажет вам, что после целого дня, проведенного на снегу, к вечеру глаза начинают болеть — сказывается доза солнечной радиации, полученной с отраженными от целины лучами.
Кроме UV-фильтра линза FX Cross «знаменита» уникальным запатентованным покрытием Supravision. По данным компании Uvex, это не просто обработка визора особой жидкостью, которая смоется с первым же купанием очков, а нанесенный наноматериал, обеспечивающий не только эффективную защиту от царапин, но и от запотевания. По поводу прочности линзы говорить еще рано, но то, что очки действительно мало потеют — это правда!
С технологией нанесения жидкости Ipone Look еще предстоит разобраться: инструкции к ней нет, а на баллончике написано скупое «Нанесите, разотрите, дайте высохнуть». Нанесли на старую маску Scott, растерли голыми руками, позволили жидкости испариться… Но делать это под идущим снегом и когда очки уже запотели было без толку. Скорее всего, обрабатывать визор нужно дома, в сухости и тепле — значит, будем экспериментировать.

Комменты закрыты.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки