На колесах special «Миланские дневники»

Покататься по Европе на мотоцикле — кто об этом не мечтает? Интересное путешествие, расслабленная езда, новые страны и города… Но у каждой медали, как известно, две стороны. Есть бородатый анекдот на эту тему. Преставившемуся праведнику показывают ад — с прекрасными распутницами, шумными гулянками и другими прелестями жизни после жизни. А затем — Рай, где тому показалось «скучновато»… Разумеется, выбрал первое и тут же оказался в котле с кипящей смолой. «Где же девки и выпивка?!» «То была турпоездка, а это — трудовые будни». Проработав в Милане почти две недели, мне есть о чем рассказать. И выбор правильного транспорта — важнейший аспект жизни в Италии.

Первое впечатление об итальянцах настолько обманчиво, что может создать массу стереотипов и разрушить еще не наведенные «мосты». Понять их непросто, а для прилетевшего на weekend «шоппера» это и вовсе невыполнимая задача. Почему? Первым и, возможно, единственным коренным миланцем из всей пестрой публики, которую я встретил на пути из аэропорта, оказался Марио, владелец семейной гостиницы, где я поселился. Как и большинство стран ЕС, Италия гостеприимна ко всем желающим обрести новый дом и трудиться на благо «второй родины». Соотношение эмигрантов и местных жителей хорошо видно на выходных, когда большинство итальянцев покидает суетный мегаполис либо отдыхает, отгородившись от мира изящными, но высокими заборами. Когда я сел в такси и назвал адрес (как мне показалось, почти без ошибок и акцента), в ответ услышал бурчание: «Еклмн, че-то знакомое…» После чего водила полез исследовать потрепанную карту, а из магнитолы доносилось «Расцветали яблони и груши…» — Ora di Russo («Русский час») на местной радиостанции.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Воскресное утро началось в 8:00: нужно было найти укромное местечко, чтобы смотреть Гран-при Валенсии по MotoGP, желательно в «соответствующей» атмосфере и с чашечкой горячего капучино. Три часа скитаний по району открыли глаза на несколько итальянских приколов. Самый «приятный» из них — в воскресенье 99 % торговых точек в Милане… просто закрыты. А бары, кафе и более-менее приличные рестораны открываются не раньше трех! Шел ливень, но скутеристов, уверенно закладывавших свои «мопеды» до подножек, это, видимо, мало смущало… Оказывается, и среди не-итальянцев есть страстные поклонники мотогонок. Ими оказались тайцы, молодая пара, ловко управляющаяся с делами миниатюрного кафетерия «76» — единственного места с большим телевизором и спортивным каналом, что мне удалось разыскать. Болели они, разумеется, за Раттапарка Вилайро и неодобрительно качали головами, когда случайно зашедшие итальянские тинэйджеры громко сопереживали любимчику Марко Симончелли. Но стоило Sico потерять контроль над мотоциклом, глаза итальянских фанатов потухли… Тайский гонщик финишировал пятым, в честь чего всем посетителям кафе бесплатно выдали по бонусному круассану!
К полудню дождь лишь усилился, а вместе с ним — и мое желание найти ответ на вопрос «Откуда берется держак?». Секрет миланского асфальта в верхнем слое, в который «впечатаны» крошечные осколки какого-то жесткого полимера. На тротуарах асфальт сделан по той же технологии: захочешь поскользнуться — не выйдет! Милан — не самый большой город, но способен свести с ума любого. Через два часа пеших прогулок начинают «ныть» ноги: сотни улочек переплетаются в запутанную паутину, на некоторых перекрестках сходятся по пять-шесть переулков! Ошибся, не туда повернул — получай «штрафные» 20 минут ходьбы. С навигатором, конечно, проще, но уровень сигнала в «кирпичных джунглях» на «тройку», погрешность высока, а маршрут изобилует иезуитскими инструкциями «через 10 м налево, затем направо…». На автомобиле или двухколесном транспорте гораздо легче. По широким проспектам можно пересечь город минут за 20, даже ни разу не нарушив правила. Движение в городах Европы простое: много светофоров, короткие улочки и камеры, камеры, камеры… Впрочем, для комфортной езды в населенных пунктах скорость не имеет значения, главное — динамика от 0 до 60 км/ч и обратно. А вот размер — имеет! В густонаселенном Милане свободное парковочное место — роскошь, доступная не каждому. Вот почему треть автопарка города состоит из Smart ForTwo во всех конфигурациях. «Сумка на колесиках» — четырехколесный вариант макси-скутера, только чуть шире и с крышей. И все же ему чего-то не хватает… Возможности не стоять в пробках! Вот почему миланцы обожают скутеры и мотоциклы.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Понедельник — мой первый рабочий день в Италии. Но не все миланцы работают по понедельникам! Половина торговых центров по-прежнему закрыта, дорожное движение на улицах вялое, проспекты почти свободны. В общем, еще одно воскресенье… Однако мне надо отправляться в Fieromilano, где компания Ducati организовала огромную презентацию своих новинок накануне открытия выставки EICMA-2009. Главное — не опоздать! Но как попасть туда, где ни разу не был? Есть три способа. Первый — на общественном транспорте. В Милане есть метро, развитая сеть автобусных и трамвайных линий, а также пригородных поездов. Тарифы на проезд путаные, с системой скидок, которые пассажир получает, если регулярно ездит по одному маршруту. Если о них не знать, то каждый день можно так и платить по ? 2 за вход… А можно купить билет на неделю и сэкономить 25 %. Пытаться разгадать хит-росплетения путей и разобраться с расписанием движения поездов — пустое занятие, которое еще и может влететь в копеечку. Лучше спросить у местных. Английского языка хватает на все случаи жизни, но знать точную транскрипцию итальянских названий нужно обязательно, как «Отче наш» — иначе вас не поймут. Путь второй: такси. Такси! Такси? Куда поехал, стой!.. Вы не в Москве — на поднятую руку никто не реагирует. Такси Милана делятся на стационарные и «по телефону». Первые дежурят на специальных стоянках и могут простоять там целый день, потому что таких стоянок в городе единицы — в основном, в центре, около достопримечательностей. «Телефонные» приезжают через пять минут, если (см. «Отче наш») верно назовете адрес, а это весьма непросто. В итальянском языке то, как вы произнесете слово, имеет большое  значение: будете «жевать» звуки, и улица Sarrono превратится в Savonna, которая вообще на другом конце города. Ценник на услуги неторопливых, но изобретательных «бомбил» — от ? 5. Муниципальные такси берут за посадку ? 3,60 плюс за время в пути и/или километраж. Как и во всем мире, жадные водители любят «нарезать круги» — недолгая поездка из центра (как с Лубянки до Парка Культуры в Москве) обходится в ? 12— 14, машина в аэропорт или обратно — ? 85. Путь третий — на своих двоих… Но об этом я уже писал — город запутанный, как лабиринт Минотавра. Есть и еще один вариант, самый верный: взять на прокат «бешеную табуретку». Чтобы прийти к этому, мне хватило трех дней и одной пары стоптанных до дыр кроссовок…
Но в тот роковой день я выбрал такси… Через десять минут к дверям гостиницы (не без помощи Марио, который знал «нормальную контору») подкатил Toyota Prius, типичный гибридный представитель таксопарка города. При стоимости бензина ? 1,25 за литр, расход топлива в Италии даже важнее, чем скорость и габариты! У Prius очень скромный аппетит, 5 л/100 км. За рулем гордо восседала дама бальзаковского возраста, натуральная блондинка, которая к тому же ни слова не понимала по-английски. «Fieromilano, prego!» «Si, senior». До автострады мы доехали быстро, но затем выяснилось, что дама «бывает тут нечасто». Кульминацией поездки стала… остановка посреди скоростного шоссе — мадам решила заглянуть в карту! Я с ужасом смотрел назад, каждую секунду ожидая, что какой-нибудь рейсовый автобус или фура просто сметет нас с пути. Миновало! Нужный «выход» с хайвея был найден, о чем мадам сообщила мне с нескрываемой радостью. Но решение о способе моих будущих передвижений по городу я принял окончательно и бесповоротно. А ? 36, отданные за поездку, лишь укрепили его. Кстати, презентация Ducati началась на час позже, чем было запланировано… Итальянцы!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Поезд до Северного вокзала (всего-то остановку проехать!) опаздывал на 14 минут. Народ, собравшийся на платформе № 1, видимо, тоже опаздывал. На станции пять путей и четыре платформы, соединенные высоким надземным переходом, чтобы пройти который нужно две-три минуты, если не бежать сломя голову. Поезд стоит с открытыми дверями всего около 20 секунд… Из громкоговорителя раздался милый женский голос. Когда полсотни человек синхронно метнулись наверх, я без перевода понял, что девушка имела в виду: «Поезд до терминала Cadorna прибывает через минуту на четвертый путь…» День прошел не зря! О том, что вся контрабанда делается на М. Арнаутской, нам поведал еще О. Бендер, но такому «шоу» удивился бы даже великий комбинатор! В центре международного выставочного комплекса Fieromilano я купил «Колу» — хотя в последнее время стараюсь не пить эту «отраву», других напитков в меню общепита просто не было. На этикетке черным по красному было выведено «Виготовлено в Украiнi», поверх которой приклеена небольшая «табличка» на итальянском, подтверждающая, что данный продукт — действительно Coca-Cola, и ее даже можно употреблять внутрь.
Вечером я заблудился, пройдя, как мне казалось, в верном направлении каких-то 500 метров! Просто GPS «слегка» ошибся, устал за день. Такси! Шеф, выручай: где я? Дзынь! ? 12 (согласно ночному тарифу). Мысль о скутере уже не покидала меня. По возвращении в отель четко решил назавтра ехать своим ходом. Google… Rent-a-bike, Milano… Go!
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Вот он, шедевр итальянской промышленности, Vespa LX150 с большим туринговым стеклом, объемным багажником и дополнительным кофром! Примитивный, как футбольный мяч, но, вне всяких сомнений, самый распространенный аппарат в Италии. «Воздушный» 149-кубовый двигатель с двумя клапанами на цилиндр, запуск с кикстартера или кнопки, расход топлива меньше трех литров на сотню и отличная эргономика. И за все ? 35 в сутки, с учетом скидки за «не сезон». Не сезон?! На улице +15 °С, абсолютный штиль и сухой «цепкий» асфальт! Приспособил GPS рядом с левым пультом руля. До Fieromilano — 11 км или 16 минут хода с разрешенной скоростью 50 км/ч. Это втрое меньше времени, чем на метро и, что важнее, гораздо дешевле! За все время езды по Милану не увидел ни одного ДТП! И только раз копы подловили парня на «Фиате» за проезд на «красный». Карабинер бежал наперерез всему потоку, словно годами практиковался в Первопрестольной, разве что в руках у него не было радара с заветной цифрой «122» км/ч…
Как объяснил мой новый знакомый Отари, Милан — это образцовый город, где люди пытаются соблюдать ПДД, и им это, как ни странно, удается. Три «золотых правила», которые держат всех в узде: пропускать пешеходов, не ездить на «красный» и больше 100 км/ч — иначе пополняешь городскую казну…
Другое дело — южные города Италии. Не случайно говорят «Можешь водить машину в Неаполе — можешь водить самолет»…
Внимательно понаблюдав за местными «двухколесными», пришел к выводу: ребята обнаглевшие даже по московским меркам. Водители авто привыкли все время «стрелять» глазами по зеркалам, потому что скутеристы и мотоциклисты появляются из ниоткуда и уходят «в точку», ловко маневрируют в потоке и не брезгуют выкатываться на встречную полосу, переезжать улицу по «зебре»… Через час и я «хулиганил» (в рамках дозволенного) — чтобы не быть «белой вороной». Кстати, за езду на заднем колесе во многих странах Европы полагается крупный штраф, а вот разворот через две сплошные бездушная полицейская камера, скорее всего, проигнорирует. Милан словно создан для скутеристов! Отлично читаемая «ребристая» разметка, понятные развязки, видимые со всех сторон светофоры, масса вариантов объезда и лояльное отношение автомобилистов. Исключение составляют трамваи. Давно замечено, и не только в Италии: водители городского транспорта не нажмут на тормоз в аварийной ситуации — вдруг какой-нибудь пенсионер ударится головой о кресло, кому тогда отвечать? Если суждено протаранить зазевавшийся «Квинтиченто» или «Порше», они это сделают. И закон будет на их стороне, ведь трамвайные пути «в приоритете», даже если прилегающая полоса заставлена авто под завязку. Будь ласков, пропусти большую металлическую коробку с пассажирами — ибо в ней много тонн и водитель без «тормозов»!
На третий рабочий день я наконец прибыл на выставку в то время, в какое запланировал, к 11:00. Вечером припарковать «Веспу» у подъезда отеля оказалось гораздо проще, чем проехать по улице на такси. К 19:30 оба тротуара заставили «Смар-тами» и «Пунто» так плотно, что место нашлось только для скутера.
Я был счастлив! Впервые вернулся в номер свеж и полон сил, избежал нервотрепки и задержек в пути. На следующий день решил прокатиться в Варезе, расположенный в 35 км к северу.
день пятый
Постарался завершить дела на выставке пораньше, чтобы до темноты добраться в город, совсем не похожий на Милан и Монцу. Варезе можно сравнить с Сочи — нет, не из-за того, что там теплое море и темные ночи, а потому, что начинаются горы и серпантины, с которых открываются невероятные виды.
В Варезе находится главное предприятие легендарной MV Agusta, так что этот городок хорошо знаком тест-пилотам всего мира. В будние дни окрестности превращаются в большой испытательный полигон: подъемы, спуски, разноплановые повороты, идеальный асфальт, качественная разметка и минимальный трафик. А еще небольшие, но очень красивые горные озера — мечта фотографа! Вдохновленный рассказами обо всей этой красоте, я выехал на шоссе А4… Ошибкой стал выбор маршрута «по GPS», из-за чего ехал на два часа дольше и приехал, когда уже почти стемнело. Чтобы не повторять чужих ошибок, надо знать следующее. Все дороги Италии делятся на платные (toll road) и бесплатные, муниципальные. Платные автострады — сладкий сон Ghoster: 6—8-полосные, прямые, с простым дорожным движением. Для «Группы А» (мотоциклы, скутеры и малолитражки) въезд и выезд стоят ? 1,30 — платить надо как минимум дважды: при въезде и, соответственно, при выезде, а иногда и на промежуточных станциях. В итоге к ? 6 за полный бак приплюсовал ? 2,60 за езду по автостраде на обратном пути. «Туда» навигатор предложил мне поехать «бесплатно». Вместо 20 минут я тащился больше полутора часов, пересекая десяток маленьких городов с разрешенной скоростью 20 км/ч! Еще одна особенность езды за городом — многочисленные перекрестки с круговым движением без светофоров. Правило только одно: въезжаешь на круг — уступи дорогу. Иногда приходится стоять по минуте и даже больше. Но вскоре я понял, что скутеристы и тут преуспевают: лезут, не гнушаясь «встречкой» и тротуарами. Парни, я с вами!
Зафиксировав свое посещение Варезе на фото, покатался часик по окрестностям и понял, что +10 °С в Милане и «по области» — совсем не одно и то же. Кстати, итальянцы круглогодично ездят на скутерах. Комфорт и сухость в осенне-зимний период им помогают сохранять такие нехитрые приспособления как стационарные водо-и ветронепроницаемые чехлы на скутеры (видел такие даже на мотоциклах). Текстильные изделия крепятся на шнурах и «липучках» к переднему пластику и надежно защищают пилота от холода. Как же мне не хватало такой штуки на обратном пути!
Езда по автостраде — удовольствие даже на 150-кубовом скутере, хотя, если быть честным до конца, это запрещено ПДД. При выезде на шоссе можно увидеть знаки, ограничивающие движение «полтинников» и всего, что «до 149 см3» включительно. К счастью, помех движению я не создавал. Vespa резво набирала 80 км/ч и упиралась (спасибо туристическому «лопуху») в 105 км/ч. Если ранжировать скорость движения по автостраде по классам техники, то самый быстрый — это джипы класса «люкс» и представительские тачки. Им законы не писаны даже в Италии: где разрешено 110 км/ч, валят 150 км/ч, моргая фарами почем зря. Второй класс — законопослушные граждане, старающиеся не превышать 125 км/ч. Третий — «пенсионеры» и владельцы небольших грузовичков — 80— 90 км/ч в правом ряду. Vespa в этой иерархии заняла позицию между «пенсами» и «гражданами», время от времени «обижая» последних бесцеремонными обгонами по левому ряду. Только там я прочувствовал тяжкую долю пилотов Гран-при в классе «125», обгоняющих друг друга на слипстриме за 20 метров до финиша. Это действительно работает! Даже моя «старушка» разгонялась до заветных 125 км/ч в воздушном мешке фур, а затем выстреливала, словно ракета… до следующей фуры.
За несколько километров до Милана дорожные табло запестрели сообщениями о «жутких пробках» на въезде в город. Оказалось, пробка была одна, и вызвала ее небольшая авария в левом ряду: одной женщине пришло в голову «притормозить», другая ее «догнала»… Шоу было бы неполноценным без полного набора из пожарных, «скорой», спасателей и двух машин дорожной полиции — службы заняли все свободное пространство и эффектно создали пробку. Скутер и на этот раз спас положение. Не снижая темпа, на 60 км/ч объехал «стояк» справа по аварийной полосе.
Оставшиеся несколько дней в Милане стали для меня наслаждением. Хорошо изучив центр, «свой» и парочку прилегающих районов, я колесил по окрестностям, как заправский миланский скутерист.
итого:
Скутер: За четыре дня пройдено 375 км, залито бензина на ? 14, уплачено дорожных сборов ? 5,60, аренда — ? 140. Всего — ? 159,6. Стоимость 1 км = ? 0,43 (18 рублей), средняя скорость — 40 км/ч. То же расстояние другими видами транспорта: Метро + электричка — примерно ? 75 (0,20 ?/км), средняя скорость с учетом ожидания и остановок — менее 20 км/ч.
Пешком — ? 146 (0,39 ?/км), расстояние преодолевается примерно за 95 часов со средней скоростью менее 4 км/ч: необходимо двухразовое питание, вода плюс новая пара обуви и кислород пациенту.
Такси (с учетом «прогрессивного тарифа») — ? 600 (1,6 ?/км), средняя скорость — 40 км/ч. И

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки