На колесах special «затерянный мир»

«Из расплавленной и задымленной, как на военных учениях, Москвы в прохладную Сибирь» — лишь об этом я думал, когда упитанный пассажирский самолет, натужно воя турбинами, нес меня в Новосибирск. И вот моя нога ступила на трап, взгляд победоносно осмотрел аэропорт «Толмачево» с высоты крыла «Аэробуса 320», а кожа покрылась пупырышками — как же это здорово, мерзнуть!..
В Новосибирске я пробыл два дня, вместе со всеми готовясь к главному событию лета — мотопробегу памяти Романа Добкина. В этом году организаторы традиционного одноименного фестиваля решились изменить формат встречи и вернуться «к корням», к внедорожному путешествию, к испытанию «в стиле» эндуро, к дружеским посиделкам у костра, проколотым колесам, немытым шеям, большим комарам и прочим радостям походной жизни.
Но куда поехать? Сибирь — это не приватизированное Подмосковье, развивающее клаустрофобию у любого эндуриста, а потому выбор мест был велик… Хотя, как потом выяснилось, все было предрешено — Горный Алтай и только он. И я это понял, как только оказался в этом дивном крае, где, вы не поверите, не везде есть сотовая связь, а по утрам людей будит не мерзкий звон будильника, а еще более отвратительный протяжный крик петуха, надрывающегося, как Брайан Джонсон из группы AC/DC в ранние годы. «Эх, было же когда-то время…» Я был несчастным ребенком, а потому провел бурные школьные годы не перед экраном монитора, уничтожая миллионы виртуальных чудовищ и бесчисленными нажатиями клавиши мыши тренируя мышцы указательного пальца правой руки, а в походах, слоняясь с компанией друзей по России. Кольский полуостров, Карелия, Карачаево-Черкесия, Черноморское побережье, всякие там области… И только Горный Алтай оставался белым пятном на карте моих путешествий. Побывавшие там друзья возвращались молчаливыми и задумчивыми, привозили тысячи фантастически красивых фотографий и сотни интересных историй — а мне все никак не удавалось попасть в этот затерянный мир. Друзья уже давно пустили корни в офисах и погрязли в семьях, а я сижу в комфортабельном кресле автомобиля, который везет меня в тот самый Алтайский край. Мечты сбываются! «Какого такого автомобиля? А где мотоциклы?!» — коллективно подумали читатели. Спокойно, дамы и господа, все будет! Мотоциклы должны были прибыть туда же, куда и их владельцы, на грузовике компании-организатора «НБСмотор», а также в прицепах, кузовах пикапов, а некоторые и своим ходом. От Новосибирска до северного берега Телецкого озера, откуда начиналось само путешествие, около 650 км, поэтому многие предпочли не мучить свои эндуро, а воспользоваться услугами «специально обученного» транспорта.
Когда впервые увидел Телецкое озеро при свете дня, способности мыслить и говорить меня временно покинули. Слово «красота» не способно передать тот вид, что открылся мне с причала! Мегатонны голубовато-зеленой воды, чудовищной массой покоящиеся в горной ванне, окаймленной холмами и скалами, очаровательные сказочные домики, крошечными точками разбросанные по берегам, рыбацкие лодки и туристические катера, шнырявшие по гигантскому озеру, как водомерки по лужам… Я чувствовал, что нахожусь на другой планете. И только вид баржи, на которой нам предстояло пересечь озеро с севера на юг, вернул меня на нашу грешную землю.
Именно такой я представлял лодку Харона, который в древнегреческой мифологии перевозил души умерших на другую сторону подземной реки, в мир мертвых… Большая, ветхая и какая-то тоскливая. Паром был старым и очень больным, на площадке, куда мы загрузили три машины поддержки и все мотоциклы, коих набралось около двух десятков, невозмутимо росла трава и цвели одуванчики.Путь с севера на юг озера занял почти шесть часов — под палящим солнцем, без единой скамейки или стула! Но ради тех красот я готов повторить поездку с Хароном — с воды Телецкое озеро впечатлило еще больше!
СТАРТ
Южный берег озера — вход в затерянный мир. Туда не ходят поезда, не летают самолеты, там даже нет асфальтированных дорог. Добраться до тех
заповедных мест можно либо на вертолете, либо на пароме. Поэтому, когда баржа мягко уткнулась в пустынный песчаный берег, высота которого от грузовой площадки судна была около метра, и нам сказали «Приплыли — сгружайся!», я даже не удивился.
После непростой разгрузки быстрые сборы и вперед — в Горный Алтай!.. Но прежде немного об участниках пробега и технике, на которой они ехали. За несколько месяцев до путешествия на сайтах журнала «Моторевю» и компании «НБСмотор» был опубликован призыв: кто не боится трудностей походной жизни, кто любит энду-ро и умеет на них ездить, кто хочет прокатиться в компании единомышленников по красивейшим местам Алтайского края — welcome! Откликнулось около 30-ти человек, в основном из Новосибирска и его области. Хотя в пробеге участвовали и некоторые особо отчаянные личности — как, например, Алексей, который прилетел в Сибирь из Владивостока, предварительно «вслепую» купив в Новосибирске мотоцикл. Почти все мотоциклы, участвовавшие в пробеге, — японские «чекушки» и 225-кубовые Yamaha Serow, на одном из которых ехал я. Было несколько Suzuki DR-Z400, причем один в версии SM, «обутый» в универсальную супермото-резину (и на переднее колесо была установлена покрышка с заднего…), был старый Yamaha XT600, были «боевая» Honda Africa Twin, «музейная» Jawa и даже полумертвый кроссовый CZ, явно старше меня. Не обошлось и без мотоциклов BMW: кроме R1200GS Adventure, который, старательно скрывая свои мучения и переливаясь от натуги всеми цветами радуги, пилотировал главный редактор журнала, в пробеге участвовал еще один BMW — F800GS, обвешанный кофрами, как египетский верблюд коврами. Ну и главная гордость «коллекции» — единственный участвовавший в экспедиции квадроцикл Yamaha 550 Grizzly под руководством известного дайвера Олега Бочарникова! В общем, интересная получилась группа, необычная. Что, впрочем, не помешало нам пройти весь маршрут и закончить экспедицию в хороших отношениях.

ЗВЕРУШКИ
Не буду подробно описывать весь маршрут — все равно не получится передать то, что пережил сам и другие участники пробега. А расскажу о некото-
рых особо интересных местах и приключениях, о том, что же такое Горный Алтай, и что там ждет мотопутешественника.
Алтай — это край диких и не очень животных. За время, пока преодолевали первый участок грунтовки, много раз видели мирно и совершенно свободно пасущихся коров, свиней, гусей, лошадей и прочих в меру дружелюбных созданий. Два правила поведения для мотоциклиста: не приставать и внимательно следить за дорогой! Зверушки хоть и гуляют сами по себе, но не исключено, что на соседнем холме сидит крепкий алтайский пастух, у которого дома под полом спрятана авиационная пушка, два миномета и простой обрез — поэтому не стоит лезть корове на спину или ловить гусей… Найдите другие развлечения, без чужих животных. Второе правило еще актуальнее — много раз мы видели последствия аварий автомобилей с коровами и лошадьми… Зрелище весьма печальное, а для мотоциклиста так вообще может быть последним в жизни.
Еще три опасных биологических вида подстерегают путешественника в лесах и рощах: комары, муравьи и клещи. И если первые не представляют серьезной угрозы вашему здоровью, то пара тысяч муравьев, каждый из которых размером с котенка, могут серьезно испортить отдых — например, если поставить на их жилище палатку… Страшными клещами, болеющими энцефалитом, нас пугали с самого начала поездки. Некоторые участники экспедиции регулярно опрыскивались специальными вонючими составами, внимательно следили за каждой травинкой и не уставали томно повторять мантру «как страшно жить». Но то ли ноги у нас были невкусные, то ли мотоботы не прокусывались — за всю поездку ни у кого ни одного укуса клеща! Поэтому надпись «Осторожно, клещи!» на табличках я понимал как обращение к этим самым клещам, чтобы они заблаговременно прятались — мотоциклисты едут!.. В основном в Горном Алтае грунтовые дороги. Хотя иногда попадались отменные «хайвеи», проложенные по фантастически красивым местам, на которых я жалел, что еду за рулем Yamaha Serow 225, а не Yamaha YZF-R1… Грунтовки разнообразны как нигде: на некоторых приходилось сбрасывать скорость чуть ли не до нуля, а некоторые позволяли «выкручивать» 225-кубо-вый моторчик на «все деньги». Попадались весьма забавно установленные дорожные знаки. Например, едешь по живописной грунтовке, перескакиваешь через камни, проплываешь неглубокие броды и вообще радуешься жизни. Как вдруг — белая цифра «37» на синем фоне, знак, обозначающий 37-й километр дороги. Причем табличка просто воткнута в ствол березы! Какой дороги, откуда и куда — никому не известно, но знак есть.
ТРОПА
Были на нашем пути и несколько горных перевалов, самый красивый и интересный из которых — Кату-Ярык. Это крутой спуск (хотя с «нашей» стороны то был подъем) в долину реки Чулышман, высота от подножия — 630 м, а длина — 3,5 км. Не все автомобили способны подняться в Кату-Ярык, и мы стали свидетелями немой сцены, когда Renault Clio под управлением «старичка-боровичка» местного происхождения едва прополз 50 м, остановился и стал медленно, но верно скатываться обратно. Для таких случаев внизу дежурит «ГАЗ-66», водитель которого за скромное вознаграждение отбуксирует любой автомобиль на вершину перевала. А там смотровая площадка, откуда открывается такой вид, что аж дыхание перехватывает! Одну ночь провели рядом с горной рекой и вблизи большого земельного участка алтайской семейной пары, которые очень извинялись, что хозяйство еще не достроено, что некуда пригласить дорогих гостей. Ничего, мы чудесно поспали в палатках, а перед этим попарились в алтайской бане и наелись бараньей шурпы — купили у хозяев барана, которого они тут же и зарезали. От этой стоянки основная часть группы отправилась на тропу Иня-Тюнгур, которой ведущий колонны пугал нас с самого начала путешествия, а организаторы, как только слышали название маршрута, делали хмурые и очень серьезные лица, будто речь шла об испытаниях бактериологического оружия.
Если вкратце, то тропа феноменально красива — что ни вид, то шедевр, и рука сама тянулась к фотоаппарату. Сложность маршрута оказалась относительно невысокой. вернее, так: для подготовленного пилота в нормальной физической форме и на «правильном» мотоцикле маршрут большой сложности не представлял. На всей тропе было всего три, на мой взгляд, сложных участка: крутой сыпучий подъем с поворотом по скользким камням и два брода через реку с сильным течением.
Определенные трудности группе доставили квадроцикл, который просто не везде помещался в узкую тропку, и его приходилось страховать веревками, и умиравший на руках старый кроссовый CZ, который начал перегреваться и глохнуть каждые пять метров. Но никто ни на кого не в обиде — как мы шутили после прохождения тропы, если бы не ATV и CZ, было бы совсем скучно! Примечательно, что Honda Africa Twin и тяжелая Jawa 638 прошли тропу без особых проблем и никого не «напрягали»… Но это не к тому, что так было легко и просто или что эти мотоциклы великолепно подходят для горного туризма, а к тому, что все, как обычно, решает «прокладка».
БЛИНЫ
Финальными аккордами путешествия стали церемония награждения и празднование удачного окончания поездки. Скромно, тихо и очень по-дружески. За время пробега все участники сроднились и привыкли друг к другу, а потому так называемая «официальная часть» получилась весьма неформальной — как и должно быть! Первый блин получился ровным и в меру упитанным. Конечно, красная икра бы ему не помешала, да и слой масла можно было сделать потолще. Но покажите мне, где этот идеал и где наша жизнь? Формат мотопробега доказал свою жизнеспособность, а потому ждите продолжения: Россия — большая и красивая страна!..

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки