Offroad — тест «Can-Am Commander 1000X»

В 2005 году у компании BPR уже был в наличии ходовой прототип мотовездехода класса side-by-side, но только в 2011-м канадцы представили Can-Am Commander SSV. Почему от прототипа до начала серийного выпуска прошло шесть лет? Официальная версия — «доводили конструкцию до совершенства».

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПАУЗА
На мой же скромный взгляд последние пять лет в BRP были довольно плотно «заморочены» по поводу вывода на рынок своего ультраинновационного во всех смыслах родстер — трайка Spyder и его новейшей туристической модификации Spyder RT. Затем существенные силы канадцам пришлось бросить на продвижение в сегменте водномоторной техники абсолютно новых гидроциклов с… подвеской. Такого до BRP никто не делал, надо же было как-то народ убеждать в том. что и гидроциклы могут быть с амортизаторами. Ну и. конечно же. немало хлопот заняло внедрение в конструкцию снегоходов сверхлегкой платформы REV-XP наглядно доказывающей — вес у снегохода не обязательно должен быть, как у бульдозера. В общем, в BRP с выпуском первого side-by-side специально не затягивали. Тем более вряд ли кто-то в Валькуре (городок к востоку от Монреаля, где находится штаб — квартира и дизайнерский центр BRP) говорил, мол. давайте подождем год-другой, посмотрим каких дров наломают конкуренты, а потом учтем все ошибки, нащупаем тенденцию развития в данном сегменте на будущее и скажем свое последнее слово… Хотя справедливости ради надо сказать, со стороны именно так все и выглядело. Впрочем, если даже и так! Это какую же надо иметь непрошибаемую самоуверенность, дабы, выдержав настоящую мжатовскую паузу, заявить всем уже светящим «звездам»: «Господа, а не погорячились ли вы»? При этом предоставить весьма серьезный аргумент своих прав на владенье троном в королевстве side-by-side.
СЫН ОТЕЧЕСТВА
Can-Am Commander SSV — спортивный снаряд или сугубо утилитарная «гряземесильная» машина? Ответ в расшифровке аббревиатуры SSV (side-by-side vehicle). Слово vehicle — в переводе с английского «транспортное средство». Столь нейтральная аббревиатура для брутального агрегата совсем не бюджетной ценовой категории, мягко говоря, более чем странна. Но канадцы целенаправленно отказались «привязывать» Commander к узкоспециализированному сегменту: UTV или Sport, Транспортное средство и точка. Решение, как именно использовать Commander, канадцы оставляют за конечным потребителем. При этом в BRP уверяют, что создали универсальный аппарат, равно пригодный как для тяжелых будней на ферме, так и для путешествий и. конечно же. для спортивных состязаний разного уровня Для обеспечения такого широкого разнообразия применения на рынок выводится целое семейство Can-Am Commander. Две модификации с мотором объемом 799,9 смэ: Commander 800R и Commander 800R XT. Флагманские модели оснащаются мотором объемом 976 см*: Commander 1000, Commander 1000ХТ и Commander ЮООХ. Приставки XT и X в названиях обозначают расширенные комплектации со всевозможными аксессуарами и дополнительным оборудованием; от силовых бамперов, лебедок и до «продвинутых» амортизаторов. Для страны, где национальными лозунгами давно стали слоганы «Живем один раз1». «Любить, так королеву1». «Да пропади оно все пропадом!», не трудно спрогнозировать—лидерами продаж станут самые дорогие модификации. Естественно, на премьерной презентации клана Commander ваш покорный слуга, как настоящий сын своего отечества, первом делом оккупировал Commander 1000Х, «упакованный» по полной программе. Амортизаторы Fox Racing Shea HPG диаметром LI мм с выносными резервуарами, 12-дюймовые алюминиевые колесные диски с системой фиксации боковины шины (бедлок), покрышки Maxxis Bighorn 2.0, защитные дуги МНОГО — НЕМАЛО
По скверной традиции максимальную скорость на пресс-конференции официально не озвучили. За что организаторам огромное спасибо — нашелся весомый повод пытаться определить предельную скорость опытным путем! В условиях лесистой местности (где, собственно, и проходил наш тест) на Commander 1000 (неважно, какой модификации) эту «максималку», как выяснилось, можно определять до бесконечности. 1000-кубовый двигатель V-twin Rotax оснащен системой впрыска топлива Intelligent Throttle Control (iTC), которая в реальном времени анализирует работу силового агрегата и выдает оптимальные настройки подачи топлива с учетом высоты нахождения машины над уровнем моря, температуры окружающего воздуха и степени нажатия водителем на электронную педаль «газа». Отклик на нажатие педали «газа» мгновенный, а дозировать усилие можно очень точно даже в «дубовых» мотоботах.
Максимально «растянув» рабочий диапазон двигателя, инженеры BRP все равно отдали небольшой приоритет повышенной тяге на низких оборотах. Однако с увеличением оборотов мотор не начинал «умирать», сдаваясь под напором пилота. Лично мне удалось разогнать Commander 1000 до 115 км/ч. Эксперимент проводился на плотном укатанном грунте с щебенкой и на довольно коротком прямике, так что есть
все основания предположить — на асфальте Commander поедет еще быстрей. Что касается пределов на пересеченной местности, то ограничение по скорости будет зависеть только от опыта и уровня моральной подготовки отдельно взятого водителя. Правда, хотелось бы подчеркнуть, что речь идет исключительно о сухом грунте. …Перед форсированием очередной грязевой ванны я забыл застегнуть ремень безопасности и начал движение. Бортовая электроника Commander по «штатному расписанию» автоматически ограничила скорость движения до 16 км/ч. Грязевую трясину машина проползла с бульдозерной уверенностью. А ведь есть еще два чиповых ключа, прилагающихся к штатной противоугонной системе D.E. 5. 5. (Digitally Encoded Security System). С их помощью максимальная скорость ограничивается до 40 км/ч или до 70 км/ч —жаль, не удалось поэкспериментировать.
КАНАТОХОДЕЦ
Двигатель размещен строго между водителем и пассажиром — развесовка по осям близка к идеальной 50×50, центр тяжести максимально занижен. Клиренс — 279 мм, для side-by-side не рекорд, но достаточно. В прыжках, даже при неровных вылетах, аппарат неизменно пытался осуществить «мягкую посадку» на все четыре колеса. Понятно, не всегда это получалось, однако резких клевков «носом» или «отстрела» передних колес
вверх на отрыве замечено не было. Даже в самых сложных ситуациях Commander упорно, словно канатоходец, демонстрировал неистребимую жажду к устойчивости.
Передняя подвеска — двухрычажная с антиклевковым эффектом. И действительно, невзирая на ход подвески в 254 мм, даже при очень резком торможении Commander и на обыкновенных базовых амортизаторах Motion Control если и «приседал» на передние колеса, то совсем немного. Задняя подвеска конструктивно продолжает идею независимой «кормы» TTI флагманских утилитарных квадроциклов Can-Am. За счет маятниковой конструкции TTI удалось избавиться от характерной для большинства UTV громоздкой стальной архитектуры крепления задних амортизаторов под днищем кузова и одновременно наделить вездеход повышенной устойчивостью при скоростном движении по разбитой дороге. Еще один плюс подвески ТП — она позволила сделать откидной кузов двухсекционным. Верхняя грузовая «палуба» выдерживает нагрузку массой 182 кг, а нижняя — 91 кг. При желании «этажи» объединяются в единый багажный отсек объемом 380 л. Кстати, если кузов по каким-то причинам не нужен, то он легко демонтируется. Единственное, что меня насторожило в конструкции задней части Commander — низко расположенная к земле «банка» глушителя. Инженеры BRP уверяли: от попадания воды мотор гарантированно защищен на все «сто». Да, кто ж им поверил! В первой подвернувшейся более-менее «достойной» луже устроил проверку. «Купались» с подопытным долго и с азартом. Пока никто не видел и задним ходом на скорости в лужу въезжал. Нет! Никаких признаков на подтопления внутренностей двигателя. Надежды не оправдал и такой, казалось бы. открытый воздухозаборник на капоте. Воздушный фильтр размещен прямо над радиатором системы жидкостного охлаждения, только «ноздря на капоте»—муляж. Забор воздуха происходит в районе приборной панели посредством специальной системы воздуховодов. «Испить» водицы мотор способен исключительно после полного затопления всего аппарата.
ПОЧТИ МАШИНА
Эргономика водительского пространства приближена к автомобильным стандартам. Кресла с развитой боковой поддержкой регулируются по длине «салона» (к слову, они вынимаются), чувствуешь себя в них комфортно и удобно. После 3-4 часов активного драйва «пятая точка» не просила пощады, а позвоночник не надо было спасать от обрушения переходом в горизонтальную плоскость. Руль настраивается по наклону, в качестве опции возможна и регулировка по вылету. Пуск мотора с кнопки — кто-то назовет это баловством, наверное, такие люди просто ни разу не ездили на автомобилях премиум — класса с таким алгоритмом запуска двигателя… Приборная панель—много-
функциональный дисплей. Здесь все. что нужно и как нужно: спидометр, тахометр, одометр, счетчик пути, пройденного за одну поездку, счетчик моточасов, указатель уровня топлива, индикатор спортивного режима, указатель режима работы трансмиссии, индикатор «полный/задний привод»… что еще не перечислил? Ах. да, индикатор пристегнутого ремня безопасности. Каку настоящего автомобиля в Commander целая коллекция дополнительных ниш для хранения всякого рода мелочи. Перчаточный ящик объемом 17 литров, полочка на центральной панели. Рядом с селектором КП пара подстаканников. Скрытая багажная ниша объемом на 14 литров под водительским сиденьем. Для любителей тюнинга инженеры BRP заготовили богатый ассортимент дополнительного оборудования и аксессуаров. По официальным данным—более 50-ти элементов. В этот ряд входят, например, защита днища, пластиковая крыша, лебедка с фаркопом и силовые бамперы. Одним словом, есть все.
СТАНДАРТ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Таккакая же козырная карта у Can-Am Commander в борьбе за клиента против коллег по цеху, которые, надо отметить, тоже не дремлют? На мой взгляд, «тайное оружие» Commander — его универсальность. Некоторые мои коллеги успели его определить в разряд мега-туристической машины с прогнозом, что на спортивные состязания путь этому аппарату заказан. С последним не соглашусь в корне. У Commander, несмотря на его нешуточный сухой вес (в сравнении с тем же Polaris RZR) богатый спортивный потенциал. И дело не только в мощном «литровом» моторе. Commander сконструирован с большим запасом прочности, хорошим техническим потенциалом подвесок и настолько грамотным расположением всех узлов и агрегатов, что превратить его в спортивный болид для профессионалов не составит особого труда. Не сомневаюсь, скоро мы увидим не один Commander на стартах трофи — рейдов и других соревнованиях. Что касается утилитарности, то и здесь Commander по техническим данным далеко не аутсайдер, один двухъярусный откидной кузов чего стоит, а уж по разнообразию утилитарных аксессуаров для продукции Can-Am дефицита никогда не наблюдалось. При этом фермерская сущность агрегата обрамлена в стильный внешний облик. На таком аппарате не стыдно и на пляже «нарисоваться» в компании красотки модельной внешности. В общем, с появлением на свет семейства Can-Am Commander у других производителей side-by-side жизнь если и не пошла крахом, то осложнилась точно. Can-Am Commander определяет новые стандарты side-by-side десятилетия текущего века.

ТЕСТ-ОЦЕНКА
дизайн где-то мы это уже видели
динамика первый на финише
эргономика даже автомобилисты позавидуют
тормоза о них не вспоминаешь, значит, они отличные
управляемость спортивная
+ безопасность
+ автомобильный уровень комфорта
эластичный мотор
— самый дорогой из всех side-by-side
— для спортсмена тяжеловат
= универсальный side-by-side с отменным спортивным потенциалом

ПАРАМЕТРЫ CAN-AM COMMANDER 1000X
Год выпуска 2011
Длина/ширина/высота 3004/1489/1829 мм
База 1925 мм
Тяговое усилие буксировки 680 кг
Дорожный просвет 279 мм
Объем бензобака 38 л
Двигатель 979 см3, V-twin, 4-тактный, SOHC, 4 клапана на цилиндр, жидкостное охлаждение
Диаметр цилиндра/ход поршня 91/75 мм
Система питания электронный дроссель iTC с системой впрыска EFI и заслонкой диаметром 54 мм, 2 инжектора Siemens VDO
Мощность 85 л.с.
Трансмиссия вариатор CVT с повышающим и понижающим диапазонами, задним ходом, нейтральной и парковочной передачей; система торможения двигателем; полный задний привод с системой автоблокировки переднего дифференциала Visco-LokQE
Передняя подвеска 2-рычажная с антиклевковым эффектом и стабилизатором поперечной устойчивости, газовые амортизаторы FoxRacing Shox HPG с регулировками высокой и низкой скорости сжатия и отбоя, ход— 254 мм
Задняя подвеска независимая TTI с внешним стабилизатором поперечной устойчивости, газовые амортизаторы Fox Racing Shox HPGс регулировками высокой и низкой скорости сжатия и отбоя, ход— 254 мм
Передний тормоз гидравлические 2-поршневые суппорты, вентилируемые диски диаметром 214 мм
Задний тормоз гидравлический 2-поршневый суппорт, вентилируемый диск диаметром 214 мм
Передние колеса 27x9x12, Maxxis Bighorn 2.0, алюминиевые колесные диски с фиксатором боковины (бедлоком)
Задние колеса 27x11x12 Maxxis Bighorn 2.0, алюминиевые колесные диски с фиксатором боковины (бедлоком)
  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки