Offroad — тест KTM 300 EXC

Век новой модели внедорожного мотоцикла короток, как жизнь бабочки-однодневки. Еще вчера революционная концепция вызывала всеобщее восхищение, а брызги шампанского не успевали засохнуть на пластике… но вот на пьедестале новый фаворит, еще интереснее, легче, мощнее и управляемее. Правда, герой этого материала всегда стоял особняком в длинном ряду мотоциклов для эндуро. Мотоцикл-мечта, мотоцикл-легенда.

Сразу после дебюта модель КТМ 300 ЕХС стала предметом фанатичного поклонения эндуристов всего мира. Языческий идол, оснащенный мощным 300-кубовым двухтактным двигателем с электростартером, фарой и боковой подставкой, мгновенно получил статус сурового бойца с внедорожными препятствиями. Парадокс ситуации в том, что в это свято верят все: и те, кому посчастливилось ездить на 300 ЕХС, и те, кто составил впечатление об этом мотоцикле по видеороликам из интернета.
Для того чтобы разобраться, действительно ли это совершенный мотоцикл для эндуро «без страха и упрека» или очередная грамотно Спланированная PR-акция индо-австрийских маркетологов, мы приехали протестировать экземпляр 2011 модельного года в Звенигород, на тренировочную трассу «эндуро-группировки» Cannibal Raging.
ПОРОДИСТЫЙ
О, какое счастье! У этого мотоцикла есть электростартер! Кто-то презрительно хмыкнет и пожмет плечами — мол, слабак, кикстартер «пнуть» не может… Но критики пусть попробуют воспользоваться им в условиях настоящего эндуро: утопая по сиденье в болоте, в грязных колеях по подножки, заботливо нарезанных более быстрыми товарищами, или балансируя на склоне 100-метрового подъема… Хотя мотор КТМ 300 ЕХС, как, впрочем, и всех двухтактников, отлично заводится при помощи мускульной силы. Бытует мнение, что за счет передаточных отношений КПП, большого рабочего объема двигателя и его настроек модель 300 ЕХС по характеру максимально близка к 450-кубовым четырехтактникам… Не верьте, это неправда! Сильно вибрируя, мотор КТМ, как и положено породистому двухтакт-нику, мгновенно набирает обороты, лишь только стоит перевести ручку «газа» в положение «2/3 On» — и, поверьте мне на слово, панибратское с ней обращение приведет лишь к тому, что мотоцикл, как норовистая лошадь, встанет на дыбы и попытается сбросить незадачливого наездника.
Поначалу я не понял, для чего и без того мощный двухтактный 250-кубовый двигатель, из которого инженеры КТМ путем нехитрых манипуляций получили 300-кубовый агрегат, нужно было увеличивать в объеме. Мне, как адепту четырехтактных мотоциклов, было и так довольно сложно дозировать поток мощности этого монстра — например, при исполнении прыжков. Неосторожный поворот ручки «газа» в воздухе привел к мгновенному и неконтролируемому подъему переднего колеса, что, несомненно, добавило седых волос в мою бороду… Зачем мотоциклу столько мотора?! Изначально резкого и злого мотора! Но попытка въехать в практически отвесный песчаный склон расставила все по местам. Открылась она, сокровенная тайна: КТМ 300 ЕХС, злобно взвизгивая, легко взлетел на крутой 30-метровый склон, будто ехал по ровному— стоило лишь приоткрыть «газ» на второй передаче. Взрыв мощности — и ты уже наверху, старательно балансируешь, ловишь «тушку» мотоцикла и изо всех сил пытаешься не смотреть вниз. Благодаря своим «низовым» характеристикам мотор 300 ЕХС просто создан для штурмов отвесных и, казалось бы, неприступных склонов.
Для точной настройки количества и качества топливной смеси под разные природные и погодные условия для карбюратора Keihin PWK36S AG поставляется огромное количество различных жиклеров и игл. Также есть возможность отрегулировать мощностной клапан (так называемую «шторку») — при помощи пружин разной жесткости. Используя все это богатство, 300 ЕХС можно настроить под стиль пилотирования любого райдера. Кроме того, традиционно для двухтактных КТМ у блока управления двигателем CD! два режима работы, hard и soft соответственно.
СВОЯ ПЕРЕДАЧА
Коробка 300 ЕХС шестиступенчатая. Пока мотоцикл новый, ее работа не вызывает нареканий: передачи включаются четко и без посторонних звуков. Традиционное для КТМ гидравлическое сцепление Magura работает мягко и не «забивает» левую руку «паразитными» нагрузками. Понравился подбор передаточных отношений. Если вы «быстрый парень», который не ведает страха, и вам очень понадобилось запрыгнуть на полутораметровый валун, перескочить поваленное бревно в два обхвата или выполнить еще какой-нибудь триальныи элемент, пригодится первая, очень «короткая» и резкая передача. Во всех остальных случаях движение можно смело начинать со второй. Подозреваю, что «свою» передачу можно найти в любых условиях и в любое время: фдь ты участник дворовой гонки или чемпион мира Дэвид Найт. Но, признаюсь честно, моя квалификация на конкретном треке не позволила подняться выше третьей ступени КПП.
ВЕРЗИЛА
«Оранжевые мотоциклы» всегда отличались жесткостью подвесок — не стал исключением и 300 ЕХС. Но знаете, пожалуй, впервые «арийские» White Power мне понравились! Мотоцикл отлично отрабатывал препятствия, не отвлекаясь на посторонние подпрыгивания и раскачивания. Передняя вилка WP-USD с перьями диаметром 48 мм работала традиционно жестко, но для покорителя вершин это, скорее, благо, чем недостаток. Задний же амортизатор WP-PDS пробить не получилось, как я ни старался. Подвески полностью регулируемые, и заводских настроек хватит как 70 — киллограммовому райдеру, так и скромным юнцам вроде вашего покорного слуги с пустяковым центнером живой массы.., КТМ выглядит довольно упитанным верзилой — особенно если сравнивать его с моим YZ250R Но на деле я вполне комфортно уселся на 300 ЕХС и, несмотря на средний рост, почти достал до земли ступнями. Хотя, конечно, при езде на спортивном эндуро сидят мало, поэтому удобство использования мотоцикла стоя все же важнее. И здесь у «Оранжевого» все в полном порядке. Продольным и поперечным смещениям райдера ничего не мешает — хотя хорошая эргономика вполне традиционна для мотоциклов из Австрии, и заострять внимание на чем-то конкретном смысла нет.
КУЛЬТОВОЕ ЖЕЛЕЗО
По отдельности компоненты, из которых собран 300 ЕХС, ничем не выделяются из ряда подобных. Те же колеса Excel, традиционная для «европейцев» стальная рама, проверенный годами двухтактный двигатель, подвески WP и компоненты от Brembo и Magura.., Подобный коктейль могут предложить вам несколько европейских производителей. Но собрать эти железки воедино, да так, чтобы из простого внедорожного мотоцикла получился предмет культового поклонения—для этого нужен особый инженерный и маркетинговый талант.
Василий Бурцев,
Cannibal Racing
Так уж получилось, что последние пять лет езжу только на двухтактных мотоциклах марки КТМ. Первая «оранжевая» «125-ка» мне досталась по случаю, и с тех пор я уже не мог забыть двухтактный взрывной мотор и богатую комплектацию австрийского аппарата. Тормоза Brembo, гидравлика Magura и подвески от WP — такой набор не встретишь на японских безликих мотоциклах. К тому же меня всегда привлекал фрирайд, и здесь двухтактные КТМ всегда были на ступеньку выше конкурентов.
Попытки построить из кроссовой «250-ки» мотоцикл эндуро увенчались успехом, но все это было не то. Очередной просмотр любимых видео с Erzberg Rodeo, Last Man Standing и Red Bull Romaniacs окончательно убедил меня: для такой езды все-таки нужен заводской 300-кубовый двухтактный эндуро.
Найти в России такой мотоцикл было непросто, потому пришлось отправляться за вожделенным КТМ 300 ЕХС на Украину, где культура эндуро не в пример отечеству развита гораздо лучше. «Оранжевая» мечта досталась мне довольно потрепанной, с пробегом 20000 км. Но «свежая кровь» в виде нового поршня, резонатора, набивки глушителя оживила старичка. Однако скоро душа и тело потребовали чего-нибудь посвежее. Путем хитрых махинаций мечта исполнилась, и новенький 300 ЕХС-Е 2011 модельного года поселился в моем гараже.
Внешне КТМ совсем не кажется маленьким, даже несмотря на то, что у 300 ЕХС такая же рама, что и у кроссового собрата. Конечно, аккумулятор и стартер добавляют лишние килограммы, но разница по массе в сравнении с 450-кубовым четырехтактным аппаратом не в пользу кроссового мотоцикла. Одна «неприятность»: с 2007 года у всех внедорожных мотоциклов КТМ появилась проблема с запуском двигателя электростартером — завести мотор «с кнопки» удается далеко не всегда. Утешает лишь то, что двухтактный двигатель легко запускается с кика.
Подвеска 300 ЕХС позволяет многое: можно быстро и довольно комфортно перемещаться на большие расстояния, медленно катить по «пе-ресеченке» не в ущерб комфорту и удовольствию, прыгать 20-метровые «столы» и контролируемо перелетать с одного огромного камня на другой. Преодоление бревен, вертикальных стенок и прочих триальных элементов со временем начинает приносить максимум удовольствия. Меня, кстати, как непрофессионала совершенно не смущает отсутствие рычажной подвески с прогрессией — на мой взгляд, для спортсмена-любителя потенциала амортизатора WP PDS хватает за глаза. Да и обслуживать «безрычажную» систему гораздо проще, быстрее и дешевле. Коробка передач мотоцикла сильно отличается от аналогичного узла кроссовых снарядов — по крайней мере, у европейских моделей ЕХС. Первая передача скорее для триального преодоления препятствий, нежели для старта. Нешуточный крутящий момент на «низах» позволяет не волноваться по поводу выбора передачи, главное — не забыть вовремя открыть «газ». Основное преимущество объемного двухтактного двигателя — широкий рабочий диапазон. Можно медленно ползти в затяжной и крутой подъем почти на холостых оборотах, а можно абсолютно без проблем мгновенно ускориться и тотчас же взлететь на вершину.
Конечно, у «оранжевого» есть и недостатки: при довольно большом расходе топлива 9,5-литрового бака постоянно не хватает. Из-за регулярных падений и жестких лесных приключений крепеж резонатора часто требует замены. Удобный для обслуживания корпус воздушного фильтра, увы, пропускает влагу и пыль, что заставляет пользоваться специальными защитными приспособлениями. Если использовать мотоцикл по прямому назначению, а не «тошнить» вокруг дачи, то недолговечный пластик и хрупкий подрамник КТМ могут нанести ощутимый удар по кошельку райдера.
Определенно, это мотоцикл не для всех. Многим, особенно поначалу, он кажется непонятным. Но когда к нему привыкаешь, начинаешь понимать, что только 300 ЕХС можно использовать одновременно и для эндуро, и для мотокросса, кантри-кросса, больших и маленьких путешествий, для триала и просто для дикого лесного хардкора. В этом случае двухтактный КТМ —идеальный вариант: он довольно неприхотлив, прост и дешев в обслуживании. Возможно, истинным ценителям двухтактников подойдет и 250 ЕХС, но если грезишь гонками типа Erzberg Rodeo, то 300 ЕХС —это твой выбор.

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки