Спорт Дакар-2010 «ПРОЩАЛЬНЫЙ МАРАФОН»

Когда организатор «Дакара» Этьен Лавинь сказал, что условия участия в ралли ужесточатся, он развязал руки себе и компании ASO.  Этьен Лавинь: «Опыт первого ралли в Южной Америке выявил некоторые требования местности и предусмотрел ряд совершенствований, чтобы обеспечить безопасность и равные условия для спортсменов». Через два месяца ASO опубликовали новые правила, в которых «большие» и «маленькие» мотоциклы уравняли в мощности, ввели запрет на участие заводских команд в категории «свыше 450», на гонку грозили не пустить «новичков». В итоге на старт вышли 150 человек. В 2009 их было 217. А сколько будет в 2011 — 90?..

ЧЬЯ ПЕСОЧНИЦА?
В истории «Дакара» 32 страницы, одна из которых, 30-я — чистая: гонку 2008 года отменили за 12 часов до старта из-за «нестабильной обстановки» в Мавритании, по которой проходила самая трудная, финальная часть маршрута. Убийства четверых путешественников из Франции и трех местных солдат поставили крест на африканском марафоне: организаторы всерьез испугались «террористической угрозы».
Почему же, несмотря на горячее желание более 500 спортсменов пройти испытание, решили не рисковать? На кону стояло само будущее «Дакара» как популярного, коммерчески успешного события мирового масштаба. Обширные неподконтрольные территории и кочевники много лет заставляли нервничать организаторов, а теперь еще и «террористы»… Висевшее на стене «ружье» рано или поздно должно было выстрелить: компания ASO потеряла уверенность держке африканских Трезвый расчет перевесил расходы и «кассу» стартовых взносов, которые пришлось возместить. «Дакар» вернется в Африку.  позже, а репутацию можно растерять в считанные дни», — признался директор ралли Этьен Лавинь месяц спустя.
Та отмена дорого обошлась России. Впервые с 1997 года к участию в «Дакаре» готовилась команда, в состав которой эндуро, призер африканских ралли-рейдов Алексей Коломыцын, чьи шансы на финиш оценивались как «весьма высокие». 2008 год был единственной возможностью реализовать потенциал россиянина, ибо затем наступил «кризис».
НЕ ТОТ «ДАКАР»…
В 2009-м «Дакар» перебрался в Южную Америку. Ралли-марафон забрался в самую глушь — в Анды и холмистую Атакаму, на берег Тихого океана. Лишь треть маршрута длиной в 9500 км напоминала знаменитые африканские ДОПы. Незнакомая местность и сюрпризы, которые она приготовила всем вовлеченным в «Дакар», не раз заставляли организаторов менять свои планы, маршруты и расписание. Уже тогда число участников сократилось ровно наполовину.
Несмотря на «неудобства», такие как отсутствие связи, координации служб, пропажу целых караванов и несвоевременное обустройство бивуаков, в ASO проведенным мероприятием остались довольны. Главное, они получили от правительств Аргентины и Чили гарантии безопасности проведения гонок. К тому же ралли 2010 года решили приурочить к историческому событию, 200-летию провозглашения независимости этих стран. Остальное «придет со временем», решили они. Однако год прошел, а энтузиастов не прибавилось.
СТАВКА НА ПОНИЖЕНИЕ
Расходы на участие значительно выросли, возможности большинства постоянных участников, лишившихся заводской поддержки, исчерпались. «Дакар» уже не тот, что раньше», — сетовали опытные марафонцы. Да еще и правила, анонсированные ASO весной 2009-го.
Новая «пустынная политика» диктовалась целесообразностью и заинтересованностью. А «заинтересованных» все меньше, так почему бы не подогнать правила под свежий тренд? Тенденции на рынке off-road 2008-2009 годов таковы: во всем мире обороты набирал «народный» класс «450». К тому же японцы давно опустили руки в борьбе с лидером по производству «больших» мотоциклов для ралли-рейдов, компанией KTM. Вот почему организаторы пошли на компромисс и решили собственноручно разрушить многолетнюю
гегемонию «оранжевых». Новые правила ограничили мощность двигателей и участие заводских команд в некогда самой массовой категории «свыше 450 см3». В 2011 году ситуация изменится еще радикальней: крупнокубатурной техники в «Дакаре» попросту не останется!
Одной из стратегических задач ASO было сокращение расходов на подготовку мотоциклов к гонкам: дешевле мотоцикл — дешевле участие — больше участников. Линия партии принесла плоды. Более половины участников «Дакар-2010» выбрали категорию «450cc». Остальные, порядка 60-ти пилотов — приверженцы «классического» KTM 690 — оплатили свои реплики Rally Dakar еще до изменения правил. И куда им деваться?
Произошел некоторый рост числа заявок от заводов-«но-вичков», пожелавших войти в «Дакар» со своими 450-ку-бовыми эндуро. До 29-ти возросло число Yamaha WR450F, до 21-го Honda CRF450 и CR400, появились Aprilia, BMW, Sherco, BETA, Husqvarna, Husaberg, а также такая экзотика как китайский JINCHENG и штучный PKL. Некоторые, наиболее удачливые гонщики прошлых «Дакаров» в классе «450cc» посчитали, что эти правила изменят сложившийся с годами состав призеров. Другие, напротив, полагали, что «зачистка» KTM -большая ошибка. Советник австрийского завода Хайнц Кинигарднер назвал действия ASO «неоправданными и поспешными»: «Большинство марафонцев — частники, которые даже не пользуются услугами техничек. 9000 км — суровое испытание для любого мотоцикла, тем более для «450cc»: выше шанс выбыть из-за поломки», — сказал он. KTM объявил об уходе из «Дакара», сохранив техническую поддержку для «клиентов», среди которых оказалась вся верхушка абсолютного зачета прошлого сезона — Кома, Депре, Дюкло, Уллевальсеттер и другие. Насколько оказался прав Хайнц, мы убедились через 12 дней после старта…
НОВЫЙ МАРШРУТ — КРУЧЕ СТАРЫХ ДВУХ
Организаторы действительно сделали выводы. Новый маршрут был сокращен на 500 км и проложен, чтобы соответствовать «африканскому стилю»: много песка, дюн и камней. «Американский рейд» приобрел свои, ни с чем несравнимые черты. Высоченные Анды и такая же холмистая пустыня Атакама. По задумке, в некоторые дни гонщикам предстояло погрузиться в несколько различных стихий: преодолевать дюны, перемахивать через хребты высотой до 3 км, форсировать реки и «зеленку». Другие участки предоставляли возможность «выпустить пар» на плотно утрамбованных скоростных дорогах. Ну, и, разумеется, день отдыха на берегу Тихого океана.
Трудности возникли на третий день, когда караван достиг 182-километрового спецучастка. За сутки из строя выбыли сразу 40 человек, 28% всего каравана. Часть заплутавших до середины ночи «вылавливали» с помощью системы слежения Iritrack в труднопроходимых белых песках Фьямбалы, из-за чего пришлось сократить следующий гоночный день, перенести старт и существенно расширить время перехода чилийской границы. Начался «настоящий» ралли-рейд, связанный с физическими нагрузками, травмами и массовыми сходами по техническим причинам.
Как ни старались организаторы «усмирить» пилотов KTM, выступавших на «задушенных» мотоциклах, равных по мощности «четырехсоткам», но реальных претендентов на «Золотого Туарега» все равно было лишь двое: победитель прошлогоднего «Дакара» Марк Кома и чемпион мира 2009 года по ралли-рейдам Сирил Депре. Правда, как только караван попал в горы с медленными техничными каменистыми участками, в TOP-5 с завидной регулярность стали попадать Давид Касто, дебютировавший на Sherco 450 Rally, Гельдер Родригес и Давид Фретиньи на Yamaha WR450F, а также 10-кратный чемпион
Южной Америки по мотокроссу Франциско Лопес Контардо на Aprilia RXV450. Там, где скорость и курсовая устойчивость имели второстепенное значение, легкие «четырехсотки» получили преимущество. «Мы можем выиграть!» — торжествовал Фретиньи, но Касто еще во Фьямбале произнес сакраментальную фразу: «Главное — не поломаться».
Француз имел в виду технические поломки, но помимо них на гонщиков как из рога изобилия посыпались травмы — одна тяжелее другой. Первым рай-дером, вернувшимся в лагерь на эвакуационном вертолете, стал Хорди Вилладомс. Через день «потери» пополнил сам Касто: преодолевая сложный каменистый склон, упал и сломал ногу. Самым «громким» сходом стала авария Луки Манка в районе Икике. На 10-м километре спецучастка его мотоцикл попал в яму, итальянец перелетел через руль и получил серьезную травму головы. В критическом состоянии мотогонщика доставили в районный госпиталь, где его пришлось погрузить в состояние искусственной комы — местные врачи опасались что-либо делать. Лишь через день его транспортировали в столичную клинику.
С Лукой Манка связана история, достойная рыцарского романа, коих на «Дакаре» случается достаточно много. За день до аварии Лука поделился своей покрышкой с лидером гонки Марком Кома: испанец в клочья порвал баллон заднего колеса об острые камни и был на грани схода.
Впрочем, «чудесное спасение» Марку не помогло. Днем позже, уже на бивуаке в Антофагасте, директор гонки «наградил» испанца колоссальным штрафом за некое нарушение правил, связанное со сменой колес. Туманная формулировка о «нелегальном техническом обслуживании», так и не предоставленные общественности мифические фотографии, якобы «подтверждавшие нарушение»… Это была чистой воды «дисквалификация»: бороться за победу, имея шестичасовое отставание от соперников уровня Депре, просто невозможно. Тем не менее, Кома принял решение продолжать борьбу -не за результат, а за честь KTM. Он стал выигрывать один СУ за другим и к финишу улучшил свою безнадежную позицию в абсолюте на девять мест. Не будь колоссального временного штрафа, от лидера гонки Кома отстал бы всего на 10 минут. Но, что вероятнее, он боролся бы за победу с совершенно иным настроем.
Еще одно спорное решение ASO «накрыло» бивуак в Сан-Хуане вечером 11-го дня, после невероятной победы единственного оставшегося в строю гонщика BMW G450X Франца Ферховена. Результаты СУ 11 были пересмотрены после жалоб на неверную разметку маршрута. Действительно, полицейские, обслуживавшие ралли, ошибочно установили указатель, из-за чего треть гонщиков уехала в неверном направлении. Кому следовало бы понести наказание, и почему остальным удалось без проблем добраться до финиша — этот вопрос нужно бы решать в порядке серьезного расследования. Но, не долго думая, Ферховена лишили первого места, пересмотр результатов отразился на всей десятке лидеров: «Это решение в стиле ASO. Все ужасно расстроены, особенно я!» — сообщил на своем сайте голландец, как только получил известие об отмене итогов дня. Видимо, расстроился не только пилот, но и его «боевой друг»: на следующий день двигатель BMW G450X заклинило за 100 км до финиша скоростного участка. Проблемы с «баварцем» появились у команды в первый же день. В дюнах Ферховен встал на несколько часов. Оказалось, из-за недоработки конструкции забились песком воздуховоды, фильтр и система питания. Последствия настигли голландца через 10 дней, как бумеранг, который всегда возвращается.
Успешней других в категории «450» выступил чилиец Лопес Контардо. На Aprilia он выиграл три спецучастка и до последнего боролся Франциско Лопес Контардо (Aprilia 4.5) — победитель в категории «450 см за второе место в абсолюте с постоянным участником ралли-рейдов Полом Андерсом Уллевальсеттером, но пилот KTM все же оказался быстрее. Серебро в финале — дополнительный бонус для брутального норвежца на зеленом мотоцикле, выигравшего накануне первый СУ в своей многолетней практике!
Ни слова о победителе 32-го «Дакара» Сириле Депре? О нем все сказано. Профессиональный спортсмен, член заводской команды KTM Rally, вынужденный выступать «под прикрытием» частной Team Red Bull, обладатель мировых титулов в ралли-рейдах, претендент на победу в «Дакарах» прошлых лет… Он филигранно справился с поставленной задачей: выиграл «прощальный марафон» для австрийского завода, не особенно рискуя и не допустив ни единой ошибки. Для него, как и для Кома, «Дакар» был и остается спортом, нежели «приключением». Отсюда и результат.
ПОСЛЕВКУСИЕ
К компании ASO масса претензий, но никто не может упрекнуть французов и лично Этьена Лавиня в политическом бессилии. Возможно, в условиях плохо контролируемой ситуации в целом, жесткий подход к принятию решений и является единственно рабочим механизмом на мероприятиях такого масштаба. В конце концов, 32-я редакция «Дакара» прошла почти без потерь, да и жалобы на неготовность бивуаков, отсутствие бензина на заправках и прочие «мелочи жизни» не поступали. Зато были другие, которые заставят пилотов всерьез задуматься, стоит ли вкладывать очередные ? 30 000 на «гонку всей жизни» в 2011-м.
Отважатся ли нынешние чемпионы и «продвинутые» любители пересесть на 450-кубовые мотоциклы? Если нет, то их место тут же займут вчерашние пилоты «второго эшелона», а значит, изменится и «качество» соревнований, в конце концов -их статус. А не этого ли больше всего опасается Лавинь?

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки