Спорт MotoGP «прощай, GP250!»

60-летняя история 250-кубового класса, с которого и началась летопись Больших Призов, подошла к концу…

Сегодня «королевским» принято называть класс MotoGP, где сконцентрировались самые немыслимые технологии, где вращаются невероятные денежные средства, и куда стремится попасть каждый, однажды избравший путь гонщика. Но чемпионат мира не всегда был ареной сражений для заводов. Когда-то это был чистый, бескомпромиссный спорт, воплощенный в гонках на мотоциклах с двигателями 250 см3.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Isle of Man TT, 17 июня 1949 года – дата самого первого Гран-при. В новорожденном классе «250 см3» на старт вышли 29 гонщиков, финишировали только 13. В документах сохранились имена пяти призеров: 10 очков за победу заработал ирландец Мэнлиф Баррингтон, в 12-ти секундах после него финишировал Томми Вуд, а спустя 14 минут – Роланд Пайк, Рональд Мид и Свен Соренсен. Все на итальянских и британских мотоциклах. Баррингтон не поехал на континент в погоне за чемпионским титулом. Поэтому первым чемпионом мира по версии FICM, позднее переименованной в FIM, стал Бруно Руффо из Moto Guzzi, набравший 24 очка на Гран-при в Берне, Белфасте и Монце. Руффо становился чемпионом еще трижды, включая победу в классе «125 см3».
ЯПОНСКИЙ СЛЕД
В 50-х японские мотористы не видели возможности противостоять европейцам на их территории. Но в
1954-м Соичиро Хонда сделал шаг, определивший вектор развития всей индустрии. После возвращения из турне по Европе и Америке основатель Honda Motor Co. опубликовал свою знаменитую «Декларацию», в которой обозначил принцип продвижения на рынке через спорт и призвал всех служащих корпорации включиться в борьбу. Он писал: «Я построю 250-кубовый мотоцикл и, как представитель Honda Motor Co., брошу его в самую гущу событий. Победитель гонки прославится на мир, но слава распространится и на его мотоцикл. Мотоцикл – ярчайшая звезда современной промышленности, а мотоциклетный бизнес – всесторонний бизнес. Мы победим и докажем это всей планете!». Эту заповедь последователи Хонда неукоснительно чтут и сегодня. 1960-й стал переломным моментом для класса GP250, в котором японцы заявили девять гонщиков. Гонка Isle of Man TT по традиции открывала чемпионат. Из 41-го стартовавшего до финиша доехали лишь 17 спортсменов, шестеро из которых пилотировали мотоциклы с надписью Honda на бензобаке. И хотя наподиум взойти не удалось, места с четвертого по шестое заняли члены японской команды – Браун, Китано и Тинагучи. Надежность японских машин воодушевила не только Соичиро. На RC162 пересели еще семеро гонщиков, включая Хейлвуда, Филлипса и Редмана. Майк выиграл чемпионат 1961 года, Редман – 1962 и 1963. С тех пор балом правили пилоты японских компаний. Разработанная в 62-м мощная и легкая 54-сильная Yamaha RD56 принесла победу Филу Риду в 1964. Хейлвуд вернулся на первую строчку в 1966. Один из его мотоциклов, революционный Honda RC166, заслуживает особого внимания. Двигатель с шестью миниатюрными поршнями и 24-клапанной головкой, визжал, подобно циркулярной пиле, раскручиваясь до 19 000 об/минуту, выдавая фантастические 63 л. с.! Хейлвуд был недосягаем! За сезон через его руки прошли три разных прототипа Honda, за что Майк и получил свое прозвище The Bike. Началась эпоха «гонки моторов». Новейшая эра GP250 ознаменовалась появлением Aprilia RSV250 — 95-сильного V-Twin, разгонявшегося до 270 км/ч. С 1994 по 1996 в чемпионате блистал итальянец Макс Бьяджи. Вместе с Филом Ридом он вошел в анналы как самый успешный пилот класса GP250. Не считая трех кубков, завод из Ноале отпраздновал еще шесть побед в девяти сезонах. «Строителями» этого успеха стали Лорис Капиросси, Валентино Росси, Марко Меландри и Хорхе Лоренцо. Однако роспись на последней странице великой истории «2T» поставил все-таки японский пилот, причем на японском же мотоцикле: Хироси Аояма из Scot Honda (RS250) вырвал титул из рук Марко Симончелли в последней гонке чемпионата 2009 года. За победу Хироси удостоили высокой чести: его лично поздравил премьер-министр Японии. Видел бы это Соичиро- сан…
ПОСЛЕДНИЙ ЧЕМПИОН
текст и фото: Катерина Шостак, спецкор Хироси Аояма отличается от других гонщиков не только национальностью, но и манерой поведения. Он типичный японец: трудолюбив, аккуратен и вежлив. После того как нас представили друг другу, не забывал здороваться, даже если мы сталкивались много раз за день. «Хироси все делает на японский лад, – говорили хорошо знающие его люди. – Будьте готовы, что и интервью будет давать в японском духе – лаконично». Пообщаться с первого раза не удалось: после тяжелого дня Аояма был обнаружен крепко спящим в одном из укромных закутков. Команда, посовещавшись, решила, что будить гонщика не стоит – будущему чемпиону для поддержки экстрамотивации нужны дополнительные силы: до квалификации Гран-при Валенсии оставалось чуть менее часа… Как себя чувствуешь, будучи в шаге от титула – последнего в истории GP250? Я ждал титула всю жизнь и почувствовал уверенность в своих силах с момента первой победы сезона (в Хересе). Больше уверенность меня не покидала. Лишь в Австралии произошли небольшие проблемы с мотоциклом. Второе место тоже неплохо, но благодаря команде, которая по-особенному поддерживала меня весь сезон, сейчас я нестроен только на чемпионство. Ты – единственный японец в GP250, а потом будешь единственным японцем в MotoGP. Ощущаешь ли на себе это отличие от других гонщиков? Для меня было непросто войти в мир Гран-при. Но я уже столько лет здесь, что давно не чувствую никаких различий. В сезон живу в Барселоне. Это очень удобно с точки зрения поездок. Кроме того, в Испании почти всегда хорошая погода, есть хорошая японская еда, и моя девушка – испанка. Родина зовет? О, конечно. Испания хороша, но самое радостное в окончании сезона – возможность вернуться домой, в Японию. Я так давно там не был, что с нетерпением жду встречи с семьей. Как ты представляешь свой первый сезон в MotoGP? Конечно же, как и все новички, я не рассчитываю на титул, но надеюсь завоевать несколько подиумов. Пока меня волнует, насколько хорошо я смогу адаптироваться к новому мотоциклу, поэтому с нетерпением жду первых тестов. А что думаешь о Moto2, который сменит GP250? Немного жаль, что класс 250-кубовых машин уходит. Это была хорошая школа для нас. Но, думаю, теперь будет очень интересно: одинаковые условия, двигатели и шины – равные возможности для всех гонщиков. Уже после финиша в Валенсии, где «Хиро» чуть было не потерял всё из-за промаха в повороте, мешая японские и английские слова, улыбаясь во все лицо, сказал: «Когда байк «поплыл» в гравий, я думал, что все кончено… Хорошо, что я занимаюсь мотокроссом, это спасло от схода. Извините, я еще не осознал, что произошло… Как там дела у Марко? Он в порядке?..» Симончелли тем временем пребывал мыслями в дне следующем. Предстояло сделать новый шаг в карьере – войти в состав Gresini Honda MotoGP, начать подготовку к сезону-2010. Вместе с Хироси. Ведь и после Валенсии пути последних чемпионов GP250 не расходятся.

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки