спорт-ралли-рейд «дверь в Dakar»

ВМСЕТО ПРОЛОГА
Отчетливо помню день, когда рухнула надежда на покорение «настоящего» африканского «Дакара». Только что в самолет Dream Team сели два Алексея: Наумов и Коломыцын. Долетели до Лиссабона, прошли проверки, заплатили стартовые взносы. Утром 4 января 2008-го ничего не предвещало краха… Как вдруг телефон ожил: «Дакар» отменили!» Шок, как будто сошли на последнем круге — отставание соперников «космическое», а ты лежишь в гравии, рядом с обломками мотоцикла, и мысленно еще мчишься вперед. По возвращении из Португалии пути Алексеев разошлись — они больше не были «Dream Team», а Великая мечта о Розовом озере растворилась в многочисленных «утешительных» рейдах. Появление мотоцикла под номером «126» в Буэнос-Айресе 30 декабря 2010 года многие знакомые оценили не иначе как «ну вот, еще один коммерческий пилот». Но Наумов был там после всего, и он был готов к марафону на 100%.

DAY -2: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ
Не «День два», а «День минус два»: за два дня до старта. В центре La Rural с утра кипит работа. Нужно аккредитовать сотню журналистов, проверить техническое состояние более 300 транспортных средств и документы у их владельцев… Заявлены 186 мотоциклов и 40 ATV. К середине дня стало ясно, что чести выйти на стартовый подиум удостоятся не все: много недочетов по технике, особенно у местных пилотов, которых в этом году почти вдвое больше, чем в 2010-м.
С утра по welcome-центру пронесся слух: с минуты на минуту прибудет Маркос Патронелли! Победитель прошлогоднего марафона в классе ATV перевернулся на тренировке в конце ноября. Сломал обе ноги, ребра, выбил плечо — в общем, «два месяца лечения», как доктор прописал. Но заявку Маркос снимать не спешил. Его появление в компании с братом Алехандро вызвало ажиотаж, и даже пришлось собрать импровизированную пресс-конференцию: «Чувствую себя превосходно и 1 января намерен снова сесть на квадроцикл!» — поделился чемпион. Алехандро добавил: «Когда случилась авария, я сказал Маркосу, что все это не всерьез. Хотел его подбодрить, мотивировать на выздоровление. Он действительно поверил в свои силы!» Еще одно чудо? Отнюдь! После возвращения в строй Валентино Росси стало ясно, что волевой человек и не на такое способен.
Наумов прошел все без задержек и тут же отбыл в команду: «К вечеру пятницы при мне должна остаться только экипировка — остальное надо упаковать в техничку. Да у них самих еще работы полно…»

DAY-1: «ДЕНЬ X»
Некоторое смятение в стане российских любителей «Дакара»: из-за сбоев в работе аэропорта Домодедово команда «Камаз-Мастер» застряла в Москве! По телевизору Семен Якубов вещал, что 27 декабря большая часть экипажа опоздала на рейс из Мадрида в Буэнос-Айрес, и не понятно, сможет ли вообще попасть в Аргентину до «дня X». Напряжение сохранялось до начала проверок, которые «Камазу» назначили на 14:25. Команда появилась точно — за 15 минут!
Пришлось разделиться на две группы: первую все же посадили на самолет в Москве, а вторую отправили «Сапсаном» в Питер, откуда на авиалайнере она вылетела в Испанию. В Южную Америку гонщики прилетели под утро 31-го: «Приехав в гостиницу, не могли расслабиться и заснуть — этот бесконечный перелет никак не выходил из головы! Все же удалось прикорнуть часов на пять, а потом сразу на проверки. Короткий сон — хорошая тренировка перед гонкой!» — прокомментировал ситуацию позитивно настроенный Владимир Чагин. Разумеется, для такой опытной команды проверки стали простой формальностью.
Но случались ситуации не столь драматичные, сколь комичные. История двухлетней давности: на гонку прибыли гонщики из Китая… где парни узнали о существовании в природе лицензий и правил подачи заявок. Тост за простоту!
A.S.O. подвела итоги проверок: к старту допустили 170 мотоциклов, 30 ATV, 133 внедорожника и 67 грузовиков. Отсев начался. С Новым годом!
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: GO! GO! GO!
Торжественный старт от Обелиска на авениде «9 июля» и парад по городу. Не обошлось без казусов. Несмотря на все меры безопасности, зрители все же создали помехи на пути к лагерю. Honda Europe изо всех сил старалась «держать строй», но одного мотоциклиста таки потеряли! Где? Когда? На бивуаке в Виктории команда воссоединилась. Выдохнули. Механикам удалось поспать только час: видимо, из-за жары у CR-F Куина Коди начались перебои с подачей топлива. Но +30 C° в Буэнос-Айресе — это «семечки». Впереди была пустыня Атакама, где среднегодовая влажность 0,0%, и воду местные жители добывают не из колодцев, а при помощи «тума-ноуловителей». Ночью и утром влага конденсируется и стекает в «тару»—таким нехитрым способом за сутки можно набрать ведро. Атакама — самая сухая и одновременно холодная пустыня в мире. Вечером температура может запросто упасть до +3 °С. Из-за этого в 2009 году в гонке погиб француз Паскаль Тьерри, когда по какой-то причине поисковая служба не отследила его мотоцикл через Iritrack, и Паскаль вынужденно заночевал прямо в пустыне. Переохлаждение, отек легких. В команде об этом помнили.
ДЕНЬ ВТОРОЙ: WARM-UP
192 км относительно ровной грунтовки, затем перевал и «асфальтом» до Кордовы — еще один «прогревочный» этап. Что может случиться?.. Мар-косу Патронелли все же не повезло. В 15 км от лагеря в Виктории из-за отказа электрики квадроцикл чемпиона встал. Чтобы найти причину поломки в недрах Grizzly, потребовался час напряженной работы на обочине оживленного шоссе (техничка еще и не выезжала, так что ждать ее было бесполезно). «Жуткое начало: дождь, плотный трафик, мимо проносятся соперники, уже стартовали автомобили. Разобрал весь ATV, нашел причину, починил, отправился дальше — мокрый и злой», — после отшучивался Мар-кос. Ему повезло: дедлайн на старт/финиш на этом этапе не был установлен, и опоздание на пару часов никого не смутило — засечка по «чистому» времени спецучастка! Но усталость и напряжение сказались: Маркос догнал брата Алехандро, смог обойти его, но на перевале сбросил темп и финишировал лишь девятым.
От «Хонды» и «Камаза» нет новостей — всю пишущую братию прямым рейсом отправили в Кордову, вести получали из интернета. Наумов и Притуляк взяли неплохой «разгрузочный» темп и даже смогли отыграть несколько позиций. Пока это «не имело особого значения». Чагин был не согласен: он выиграл СУ1 и намеревался выиграть все остальные. Того же «мнения» придерживался Рубен Фариа, победитель первого этапа в классе Moto… Уже ночью, изучив треки с нескольких GPS, организаторы отодвинули его на вторую позицию. Нонсенс. И не последний в этом марафоне.
На «разборки» пришлось идти и менеджеру Honda Europe Теодору Косте-ру: в промежуточной классификации Алексей Наумов вдруг оказался 162-м, а не 85-м! Выяснилось, что его время на финише вбили в компьютер дважды! Ошибку списали на «человеческий фактор», обещали исправить, но.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: «КОРНЕТ» В ПЫЛИ
Долина Solinas Grandes: все кругом бело, словно от снега — только это чистая соль. Безжизненная пустыня, которую аргентинцы превратили в достопримечательность. Но гонщикам ее не покажут! Маршрут проложен не по самой долине, а вдоль ее границ. Напоминает африканский «буш»: зелень по обе стороны дороги, небольшие рощи, речушки. На полпути — «оазис»: заправка на пересечении с шоссе 157 в Катамарке. Первым «подлетел» Давид Касто на Sherco 450 Rally. «100% Made in France». В том году гонщик боролся за подиум, а в этом намерен побороться за победу—уже борется! Обошел всех бойцов KTM! Но впереди еще 150 км гравия, где быстрее тот… кто быстрее.
На последних километрах Кома и Депре почти синхронно обошли настойчивого француза. Наумов и Притуляк взяли спокойный темп, «чтобы не совершать ошибок». Соперники, что ехали по пыльнику в полный «газ», вскоре остались позади: «Из-за такой езды очень много падений — пылища невероятная! — сказал Наумов. — Она и на дороге плотным слоем лежит, и в воздухе стоит завесой». С первого КП до заправки Алексей отыграл шесть позиций и приехал 79-м. но где-то в пути из кармана вылетел «корнет» (учетная карта), за что на КП гонщику вписали пять штрафных минут. Наумов откатился на 20 позиций назад.
«Потери»: накануне из борьбы за титул выбыл Элейн Дюкло, дакаровец с десятилетним стажем… Просто перед СУ1 механик забыл закрепить заднее колесо, и через 50 км прямо на ходу лопнула ступица — фиаско! Дюкло финишировал через пять с половиной часов — после того как этап завершил «турист» Де Грут. Можно представить степень разочарования Элейна: сна-
чала он без проблем финишировал девятым, а на второй день отставание от лидеров было уже 6 часов 14 минут! А таких дней еще 11…
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: ДВУХЦВЕТНЫЙ МИР
Удивительно долгий и нудный для журналистов день. Но не для участников! 752-километровый маршрут не такой, как в классическом «Дакаре»: горы, подъемы, спуски, леса, реки, жесткий гравий. Все двухцветное. Красные камни и пески, зеленые кусты и вода. Напряженно борются между собой Кома, Депре и португалец Гонсалвес (единственный райдер BMW в десятке лидеров). Наумов невероятно поднялся на первых засечках, километров 40 шел 35-м. На финиш приехал 57-м и тут же взлетел в абсолютном зачете до 60-й позиции! СУ4 выиграл Марк Кома: три дня — три победителя, и все на KTM 450 Rally! «Для меня эта победа важна, но главная цель — титул», — сказал испанец на камеру. После финиша в Жужуи он почти настиг Депре, до первой строчки в зачете осталось наверстать всего 14 секунд.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ: UP & DOWN
Bienvenido a Chile! Ночью, пока все пилоты отдыхали, механик Honda Марсель Бультен готовил настройки мотоцикла для длительного перехода через Анды, на ту сторону, где начиналась Атакама. Задача была непростая: чем выше в горы, тем тяжелее ехать — не хватает кислорода. Нужно учитывать, что караван должен был затемно выйти на 500-километровый лиассон, подняться на 4800 м, а затем спуститься на 1500 м, где всех ожидал новый сюрприз, СУ4. Петля по горам и пескам с диапазоном высот от 2000 до 3300 м над уровнем моря! И ни одного механика до прибытия в лагерь! Теперь половина команды работает на Куина Коди. Американец 12-й в General и борется за конкретный результат. Новые настройки двигателя его мотоцикла не прибавят мощности, но помогут пройти день ровно, экономя топливо и сберегая нервы пилота. Марсель знает, как настроить инжектор, чтобы топливно-воздушная смесь не была совсем «бедной» на вершине и «богатой» на спуске.
Уловка сработала: во второй половине СУ Коди не покидал TOP-10 и шел следом за призером «Дакара» 2010 Полом-Андерсом Уллевальсеттером и американцем Йоной Стритом. Миновали отметку «149 км». Последний и самый сложный рывок: 30 км в гору, а затем спуск на 1200 м. 30-градусный наклон — ход такой, что последние 20 км лидеры гонки проезжали за 15 минут! Один за другим прошли финишный створ Марк Кома (теперь он лидер ралли), Депре, Лопес Контардо, Родригес… Коди — 13-й!
ДЕНЬ ШЕСТОЙ: АТАКА-МА!
Забегая вперед, скажу, что этот день лидеры прозвали «Марафоном навигации». Но для остальных участников ралли он стал труднейшим из всех пройденных. Новые правила сузили рамки применения GPS: раньше, чтобы найти контрольную точку, к ней нужно было подойти на 3 км — тогда прибор сигнализировал о приближении. Теперь это всего 800 метров! Первый «настоящий дакаровский» этап марафона — тест на умение координировать собственные действия на бесконечном «феш-феше» и в дюнах, сохраняя скорость и экономя на всем.
«Я едва сдерживал себя, чтобы не открутить «газ», — рассказал Наумов. — Перед тобой ровная, на первый взгляд, долина и дюны на горизонте — вот она, цель. Но все это — пыль! «Феш-феш» повсюду, «пудра» заполняет все щели и ямы, скрывает валуны. Я видел много падений перед собой и позади себя. Там голова понимала, что нельзя входить в раж. Но, достигнув песчаной части, мозг «сдался». Оставалось где-то 200 км. На заправке решил, что бензина хватит — доливать до полного бака не стал: пусть мотоцикл идет легче. Как только попал в дюны, понял, насколько мал мой опыт ориентирования. В пустыне показалось, что теперь я как дома — начал «газовать», ехал уверенно и быстро и вскоре догнал группу гонщиков. А они, как выяснилось, «собрали» на две точки больше! Пришлось возвращаться, иначе гарантированы многочасовые штрафы. Пока кружил по барханам, «высох» и заглох прямо на гребне крутой дюны. К счастью, в резервном баке плескалось несколько литров. Не знаю, сколько проехал «на парах», но в один момент взлетел на очередную дюну и увидел Тихий океан, лагерь, створ финишных ворот. Вниз скатился своим ходом, даже не заводя мотора».
Марк Кома, Сирил Депре, Лопес Контардо, Пауло Гонсалвес и многие другие на СУ5 попали в аварии. Вертолет вел лидера ралли первые 80 км, так что его падение транслировалось в прямом эфире: Марк налетел на спрятавшийся в пыли камень, заднее колесо резко ушло вправо, и KTM «сложился». Потребовалось 15 минут на починку: погнулся руль, в месте крепления к раме лопнул радиатор системы охлаждения и начал течь. Но благодаря этой остановке Кома сыграл важную роль в судьбе другого гонщика. Оливье Паин из Yamaha и еще пара соперников обогнали испанского спортсмена. Кома преследовал их, отставание удалось сократить до семи минут, и вскоре он уже видел спину французского пилота. Внезапно Паин перелетел через руль. Ситуация была во многом похожа на падение Кома: глубокая яма под 10-сантиметровым покрывалом из пыли. Марк спешился и поспешил на помощь — Оливье лежал без сознания. Испанец активировал маячок экстренной эвакуации и дождался своего «верного водовоза», как он сам назвал напарника по KTM Racing Хуана Педреро. Вместе они привели француза в чувства, и только после этого Марк, оставив Хуана ждать вертолет, бросился догонять пелотон. Паин выбыл из «Дакара», а Марка на финише ждала «компенсация за благородный поступок» от дирекции гонок, что позволило ему сохранить лидерство в генеральной классификации.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ: НАЗАД, К ОКЕАНУ!
Хотя каламский лагерь расположился на побережье, наслаждаться водными процедурами времени не осталось. Для многих этот долгий день завершился уже в темноте. Пятничный старт был назначен на 5:30 утра: предстоял тяжелый переход по пустыне и марш-бросок в Арику, что на границе с Перу. Эта часть пути — новейшая. Прежде марафон делал остановку в Икике или Антафагасте, а затем брал обратный курс, через Атакаму на юго-восток к Аргентине. Но «лишний» день пути не в счет, потому что за ним — долгожданный день отдыха.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ: ПАРУ СТРОК ДЛЯ МЕМУАРОВ
Выходной!.. Алексей Наумов: «В команде все работает, как часы: механики чинят мотоциклы, наш менеджер Тео Костер, деловой парень и юрист, постоянно «при делах», решает все вопросы — так что о разных «ситуациях» мы узнаем после того, как они уже урегулированы. Если вообще узнаем… И, главное, люди наконец вошли в ритм. Распорядок пришел сам собой: после финиша, завершив административные процедуры, идешь собирать вещи на завтра, ужинаешь и перед сном пару часов читаешь дорожную книгу. Очень важно запомнить ключевые моменты маршрута, потому что на скорости тяжело концентрироваться сразу на трех вещах: следить за GPS, читать roadbook и ехать вперед, поддерживая нужный темп. Гонка занимает все время и всего тебя. Только сегодня удалось расслабиться и просто погулять. Океан!.. Прямо у выхода из лагеря огромный плакат: «Please, do not swim! Dangerous waves». Разочарование!»
Половина пути пройдена, Наумов 49-й из 116-ти оставшихся в строю мотоциклистов. Статистика сходов приятно радует организаторов: уровень аварийности и сходов в этом году снижен вдвое! Для этого многое сделано. Во-первых, проработка маршрута и сама стратегия ралли — Crescendo: уровень сложности повышался постепенно. Во-вторых, участники иначе смотрят на гонку — понимание, что сегодняшний день не последний, отрезвляет. Люди понемногу проникаются «духом Дакара». Спросил Алексея, что он имел в виду под этими словами — он обещал ответить через неделю…
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ: ПЕСКА ХВАТИТ НА ВСЕХ!
Когда писались строчки про статистику, а гонщики приводили себя в порядок после недели тяжких, как тогда казалось, испытаний, кое-кто точно знал, что совсем скоро спокойствие в лагере будет нарушено ночными финиша-
ми на грани вылета из зачета и другими неприятностями. «Кое-кто» — это официальная команда скаутов ралли-марафона: победитель «Шелкового пути» Жан-Пьер Фонтени и его напарник Стефан Ле Бейл. В их задачу входит активная разведка местности, по которой через пару-тройку дней пройдет ралли, и внесение корректировок в дорожные книги и навигационные карты. По сведениям организаторов, самый длинный спецучасток марафона — СУ7 — слишком небезопасен. Утром принято решение сократить 600 км до 273. Но и этого «полпути» хватило, чтобы зарыть в песок надежды пары сильнейших гонщиков.
Давид Касто смог на своем Sherco 450 Rally проехать всего 118 км, после чего встал всерьез и надолго — проблемы с двигателем поставили под угрозу его участие. Позднее выяснилось, что он дотянул до КПЗ на 192-м километре, где у него окончательно заклинило коробку передач. С технической проблемой встал лидер класса «ATV» Алехандро Патронелли — на ремонт ушло 40 минут — весь задел, собранный по крупицам за первые шесть дней. Вперед вырвался главный соперник, тоже аргентинец Томас Маффи. Маркус брату теперь не помощник, он выбыл из борьбы еще на четвертом спецучастке. Тем временем для Наумова «Crescendo» обозначает совершенно иное — он вырвался в свои любимые пампасы и задал шороху «старичкам». На финише засекся 47-м — лучший результат с начала ралли! То ли еще будет… Сокращенный СУ получился напряженным: на следующее утро не досчитались сразу 20-ти мотоциклистов.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ:
«СЕЛЬВА РАССТУПИЛАСЬ
 И ЗАБРАЛА ЕГО»
Помните эти слова из фильма «Хищник»? Копьяпо — одно из самых загадочных мест в Чили. Здесь невероятным образом уживаются непроходимые джунгли, тихоокеанские пляжи, дюны, солончаки и каменистые долины. А еще этот район богат полезными ископаемыми, особенно медью и золотом. Но все это залегает глубоко под землей, поэтому регион считается по-настоящему рабоче-крестьянским. История с 33 чилийскими шахтерами, которым удалось выжить в полностью заваленной шахте, сделала город известным на весь мир, спасательную операцию превратили в хорошо поставленное реалити-шоу. А еще Копьяпо знаменит первыми официальными упоминаниями об НЛО. Похоже, это местечко самым чудесным образом притягивает необычные события.
Специальный участок таков, что захватывает все возможные типы грунта, настоящий аттракцион для гонщиков! Организаторы дали им еще один разгрузочный день накануне, чтобы те могли выспаться. Старт только в 8:30. Между Марком Кома, Сирилом Депре, Франциско Лопесом и Пауло Гонсал-весом жаркая битва. Но она длилась недолго: Гонсалвес перелетел через руль своего BMW и сломал ключицу в 55 км от старта. Следом за ним медицинский вертолет принял на борт словака Стефана Свитко — еще один «полет шмеля».
Все внимание к Наумову — он прорвался на 35-ю позицию и километров за 10 до финиша вдруг исчез. Начали нервничать. Финишные ворота проехала первая десятка. Вот уже пошли номера, уступавшие Алексею на предыдущем КП по 10-15 минут, вот Анни Сиил (проигрывала ему 40 минут). В эфир летит sms-ка «главному по тарелочкам» в Honda Europe — Хен-ку: «Где Наумов? Какие сведения? Все ли OK?» Томительное ожидание и — о чудо! — ответ: «С Алексеем все хорошо. Технические проблемы. Решает самостоятельно. Все еще в гонке!» Глубокий выдох. До лагеря Наумов добрался своим ходом и, что удивительно, потерял на ремонте всего пару часов. Вот что он рассказал: «Участок просто чумовой — очень быстрый. Много камней, пыли, реки… В самом начале совершил традиционный фронт-флип через руль! Повредил навесное оборудование, все послетало к чертям — GPS, roadbook, пластик побился… Вроде, поставил на место. Но в самом конце, в дюнах, встал! Перепробовал все — не помогло. Методом исключений пришел к блоку зажигания — он «дурил». Вариантов оставалось немного: ждать завершения СУ и «сдаваться» эвакуатору, либо. в общем, команда провела настоящую секретную спасательную операцию вроде «Бури в пустыне». Как — просили не рассказывать. Но всё почти в рамках правил!
К тому моменту, как благополучно завершилась эпопея с Наумовым, пришла весточка от Чагина: «Ура! 60-й!» — Владимир выиграл СУ8, который стал юбилейным, 60-м в его дакаровской карьере. Немного забегая вперед — Чагин выиграл и всю гонку, став первым в истории «Дакара» семикратным победителем в категории «грузовики»!
ДЕНЬ 11-Й: ROCK-N-ROLL
Некоторые традиции стали появляться и на южноамериканском «Дакаре». Ко дню отдыха на берегу океана добавили неповторимый групповой старт на СУ9. Петлю дневного маршрута закрутили вокруг Копьяпо. «Волны» по 20 гонщиков, согласно классификации, начали заезд синхронно. Впереди, почти у горизонта — очертания дюн, к ним вела прямая, ровная и гладкая, как шоссе, глиняная равнина. Истинный рок-н-ролл для тех, кто любит простор для действий. и головная боль для тех, кто забывает включать голову обратно.
«Через 17 км мы всей группой сбились с пути благодаря Хельдеру! — сквозь смех комментировал итоги дня Сирил Депре. — Поняв, что едем не туда, развернулись… и тут на нас налетела вторая волна. Мы едва видели друг друга в плотной пыли». Лидеры серьезно отклонились от курса и уехали не в ту долину. Результаты СУ9 мало походили на традиционные сводки — в первых строчках протокола не было ни Кома, ни Депре. Первым на финиш прибыл американец Йона Стрит, за ним Франц Верховен и Давид Касто. Как французу удалось отремонтировать двигатель в полевых условиях? Ну, тоже, наверное, «почти в рамках правил». Пара KTM лишь замкнула шестерку: «Пора эти кошки-мышки заканчивать», — сказал Сирил. После СУ9 напарников-соперников разделяли считанные минуты, и чтобы решить, кто же из них достойней титула, один должен был просто выиграть, а другой — проиграть. Кома лидировал, но Депре защищал свою корону: «Эта прощальная гонка по Атакаме ставит точку в развлечениях. Теперь у каждого из нас появляется совершенно конкретный спортивный интерес», — уточнил француз.
Вечером в лагере состоялась трогательная встреча со спасенными шахтерами. Чилийская сторона организовала настоящее шоу. Привезли макет спасательной капсулы, показали, рассказали, что к чему… Крупная PR-ак-ция для властей и еще один повод напомнить о не столь далеких событиях. Большинству парней из шахты Сан-Хосе больше не придется работать в забое, хотя в ходе раскопок там и обнаружили новую золотую жилу. Теперь они знаменитости, и репортеры встают в очередь на интервью, разумеется, не бесплатно. Но мотогонщикам и простым работягам всегда есть что обсудить. Культурный обмен состоялся! Мотоспорт для чилийских шахтеров — что-то недосягаемое, почти космическое, как та невероятная спасательная операция, которую провели в октябре 2010-го. Но есть и общие интересы, например, футбол. Мяч гоняют все!
ДЕНЬ 12-Й: ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
Караван взял обратный курс на Аргентину. В программе дня тяжелый переход через Анды — 700 км, а затем «подарочек» от организаторов — СУ10, «всего» 176 км. Этот день внес реальную смуту в пелотон. Утро в Копьяпо выдалось «прохладным» — 13 градусов выше нуля, пока доехали до гор, распогодилось до +27 °С. Потом был перевал на 3000 м, где похолодало почти до нуля. Спуск в пески Катамарка — и опять 25! От перепада давления и температуры у некоторых пилотов начались проблемы. Первым из каравана вышел Давид Касто — вторая серьезная поломка за три дня, но на этот раз, кажется, «фаталити»: двигатель просто взорвался! До старта СУ еще 100 км, а значит, техничка может вмешаться! Мотоцикл отправили в Фьямбалу, где команда провела почти шесть часов, в спешке меняя ки-шочки Sherco.
Старт взят, но смена лидеров происходит каждые пять минут: Хорди Вилла-домс остановил свою «Ямаху» для срочного ремонта — перегрев; Хельдер Родригес и Лопес Контардо теперь главные конкуренты в борьбе за третье место в «Дакаре» — оба потеряли время на ремонт. Фария, Нюйман, Станов-ник — все побывали на первой позиции, но ни одному не удалось записать на свой счет победу. Самым удачливым снова оказался Кома. Наумову игры в догонялки ни к чему. Он просто проехал этот участок, как говорится, в «своем» темпе. Невероятный результат — 17-й! Вот бы так же до самого финиша.
ДЕНЬ 13-Й: ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ
Фонтени и Ле Бейл доложили в штаб гонки, что дождем буквально смыло часть пути к Сан-Хуану. Маршрут вновь сократили «в интересах безопасности», но сильно легче он от этого не стал — 530 км вместо 622. Водные преграды и размытые территории стали новой головной болью для гонщиков. Лидерство удерживал Лопес Контардо, ему удавалось ехать быстрее Сирила Депре 384 км подряд, но в конце СУ KTM Депре вновь оказался впереди. Пара новостей от Honda: Наумов в самой гуще — 30-й! Но вечером все изменилось. Леша снова пропал из треккинга, на этот раз всерьез и надолго. Это конец борьбы за результат — полный «вылет» электрики CRF! Последние 6 км до бивуака преодолел пешком, толкая мотоцикл! Зачет времени уже не интересовал — плюс шесть или восемь часов, неважно: главное пересечь финишную линию на мотоцикле до старта следующего дня. «Кошмар. Вероятно, причиной стали многочисленные камни, на которые я натыкался, пересекая русло реки — их не видно, пока не налетаешь, — рассказал Алексей. Зажигание снова отказало: вибрации, плохой контакт, перегрев… На бивуак вернулся поздно ночью, где-то около двух часов… не выспался, не изучил roadbook, не отдохнул».
ДЕНЬ 14-И: В ТУМАНЕ
Сильнейший дождь, обрушившийся на Pampa de las Salinas в ночь перед стартом СУ12, превратил гостеприимную долину в сплошную лужу, вода не успевала сходить в реки и впитываться в плотный солончак. День начался с густого тумана и прошел «как в тумане». Лагерь в Кардове. Рукой подать до финиша ралли. Беспокойный сон. У всех. Без исключения.
ДЕНЬ 15-Й: ОН ИЛИ Я?
Суперфинал! Важнейшая битва месяца! Решающая!.. Отставить эпитеты. Дождь, вероятно, подосланный специально, чтобы испортить шоу, выполнил работу на твердую «четверку» — представитель A.S.O. лениво объявил о сокращении и так короткого, да к тому же очень быстрого 180-километрового СУ13 на целую секцию. Всем уже хочется поскорее добраться до Буэнос-Айреса? Спросите Сирила! Уж кому-кому, а французу эти изменения не по душе: он рассчитывал нанести Марку Кома последний удар именно здесь, в шаге от подиума. Но разве отыграешь 16 минут на открытой местности?.. А можно и всё потерять! Мотоцикл чилийца Франциско Лопеса Контардо «сдулся» на 159 километре: у него «сложился» задний амортизатор! Надо отметить, что на старте этапа Лопес был явным фаворитом в борьбе за бронзу, выигрывал у Родригеса 43 минуты и 4 секунды. Вместо этого завершил день в жутком минусе — далеко ли уедешь, когда заднее колесо трется о подрамник?
«На самом деле, мне очень жаль Франциско: он заслужил бронзу, возможно, больше, чем я», — подвел итог сражению Родригес. На финише Лопеса, которого туда на тросе дотянул Элейн Дюкло, приветствовали (по оценкам полиции) свыше 10 000 человек. Он — национальный герой Чили, даже без бронзы. Марк Кома неспешно пересек последние финишные ворота 33-го ралли-марафона «Дакар». Он вернул себе чемпионский титул, ставший третьим в его коллекции. Вот ведь какая интересная штука: Кома и Депре — единственные, кто выигрывал «Дакары» последние десять лет, и победы они брали строго по очереди, через год. Статистику не нарушили и сегодня. Действующий чемпион Депре передал золотого «туарега» партнеру по команде в надежде вернуться за ним в 2012.
ДЕНЬ 16-Й: КАТАРСИС
Я понял, почему в этом году ралли назвали «Персональным». Не потому, что «командные войны» ушли в прошлое вместе с классическим марафоном. На «Дакаре», пожалуй, просто нет соперников в прямом смысле этого слова. Главный соперник — ты сам, и единственное, что движет вперед—тяга увидеть Розовое озеро или, как в случае с Южной Америкой, вновь бросить взгляд на Обелиск Свободы в центре Буэнос-Айреса. Но с одним обязательным условием — сидя на своем мотоцикле! И эта болезнь заразна.
Алексей Наумов: «Я не знаю, как можно назвать ощущение, когда проезжаешь через последний КП. Радостью? Если так, то эта радость истинная — она меня буквально переполняет изнутри, потому что за последние несколько дней я понял, что «Дакар» — это реальный вызов для человека. Я увидел его со всех сторон, и эти переживания тесно переплелись внутри меня. Когда едешь в «20-ке» — это чистый, натуральный спорт, борьба за результат: тянешься к нему, подстегиваешь себя, забывая обо всем на свете. Потом все меняется, и ты борешься за выживание. Теперь я знаю, к чему стремиться и в каком направлении работать. Этот финиш первый, но не последний: дверь на «Дакар» открыта!»

Комменты закрыты.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки