Спорт special «песчаное безумие»

Enduropale Le Touquet – слова, знакомые многим, особенно «Ле Туке» – гламурный курорт на берегу Атлантического океана с дивными многокилометровыми пляжами и дюнами белого песка. На один уикенд городок превращается в пчелиный улей, где главные действующие лица – не парижские буржуа, а кроссмены со всего континента…

В 2010 году на старт вышли 1139 мотоциклистов и 500 квадроциклистов

«Куда вас сударь, к черту, занесло?» Да, мсье! Покой нам явно не по карману. Это в туристический сезон Ле Туке – олицетворение респектабельности, курортной жизни, гольфа, SPA-процедур, прогулок на электрокарах, пансионов по ? 300 за ночь (заметьте, женщина в счет не входит)… Зимой вся власть – народу! Народ давно присмотрел бесконечные, абсолютно ровные пляжи для своих странных забав, глядя на которые еще раз хочется спросить про покой. Каждый февраль на северо-запад Франции стекаются тысячи передвижных домиков с прицепами, доверху набитыми мотоциклами и квадроциклами. Enduropale входит в число трех всемирно известных пляжных гонок «на умирание», где главная задача каждого, даже самого известного и талантливого чемпиона – хотя бы доехать до финиша. Своего рода маленький «Дакар», способ доказать себе (прежде всего), что ты на что-то годен. Французы любят песок, они научились грамотно использовать время отлива, когда обнажаются 200 метров береговой линии. Одновременный старт сотен и сотен мотоциклистов – визитная карточка Enduropale. Показать это на одной фотографии просто невозможно: ни один объектив не способен охватить всю стартовую решетку. Нет над пляжем и возвышенности, с которой можно было бы запечатлеть изумительную картину. Остается вертолет, но доступ к нему есть только у телевизионщиков. Уникальность условий обеспечивается еще и крайне непредсказуемой, переменчивой февральской погодой. Но почему-то именно в дни гонок природа дарит курортному городку спокойствие и умиротворение. Я убедился в этом сам. За пять минут до посадки командир самолета с радостью объявил, что буквально полчаса назад в Париже шел снег, а теперь пришла весна.
По пути в Ле Туке произошла еще более заметная метаморфоза: всего 200 км на северо-запад, и серо-коричневая действительность наполнилась гвалтом оживившихся птиц, на деревьях набухли почки, показалась свежая зеленая трава, асфальт высох, а температура воздуха поднялась до +8 ?C.
И на этот раз природа сделала исключение более чем для полутора тысяч кроссменов и около 250 000 зрителей. В России кантри-кроссы собирают по 200–250 человек на старте. По нашим меркам это много. Но зрителей со стороны подобные мероприятия не привлекают. Enduropale – шоу совсем иного масштаба. Вот уже пять лет как гонки в Ле Туке проводятся под патронажем FIM, а организатором выступает FFM (Мотоциклетная федерация Франции). Уровень подготовки и масштаб… без комментариев. На два дня полностью закрываются для автомобилей сразу три города: сам ЛеТуке, соседняя Стела, а также Мерлимон, полные гостей и туристов. Движение разрешено только мотоциклистам и велосипедистам. Из-за этого я чуть не опоздал на старт главной гонки: от Стелы до Ле Туке 7,5 км, на такси – 10 минут езды… «Pas de taxis aujourd’hui!» – заученно продекларировали в телефонную трубку, что означало «сегодня такси не будет». До начала заезда полтора часа. Что делать? Скутеры и прокатные квадроциклы закончились еще до моего приезда в отель. С трудом разыскал контору Rent-a-velo с говорящим названием SOS Point, едва успел – осталось лишь два велосипеда. Движение по шоссе A16 осложнялось многокилометровым потоком, состоящим из одних только мотоциклистов. К удивлению, полиция филигранно справлялась со своими задачами. Ни одного инцидента или ДТП, за исключением пары-тройки в самом городе! По данным организаторов, на парковках и улочках в Ле Туке, Стелы и Мерлимона нашли временный приют более 150 000 мотоциклистов, многие приехали с пассажирами. Огромная площадь, прилегающая к центральному пляжу Le Touquet Paris Plage, превратилась в гигантское байк-шоу с торговыми рядами, гд можно было купить все, так или иначе связанное с мотоциклами. Особенно удивило количество товаров для детей. Гоночные комбинезоны, клубные куртки, шлемы, перчатки, защита и прочие аксессуары… Но пора возвращаться к работе. Первая гонка – среди юниоров, их в этот раз на старте собралось 92. Небольшая по меркам Enduropale дистанция: полтора часа гонки по кольцу в 3 км. Если не знаешь, куда попал, разницы между Junior Cup и «большой» гонкой не поймешь – то же «рубилово» не на страх, а на совесть, те же травмы, поломки и сходы. Только вместо опустошенного выражения в глазах – честные слезы отчаяния. Для многих эта гонка первая в карьере, ведь статус Open допускает всех желающих без ограничений. Одним из самых ярких и запоминающихся моментов гонки лично для меня стала борьба за выживание 14-летней Констанции Морель, выступавшей на Yamaha YZ250F в классе J2. Констанцию поддерживали только родственники, тогда как большую часть пилотов представляли серьезные мотоклубы и гоночные команды Англии и Франции, некоторые с заводской поддержкой. Для нее заезд мог завершиться уже через 20 минут, после падения в одном из самых гиблых мест – Yamaha не заводилась! Механику, а им оказался брат девушки Мишель, пришлось использовать все свое красноречие и дар убеждения, чтобы успокоить отважную гонщицу, заставить завести мотоцикл и отправить ее обратно на трассу. Констанция финишировала одной из последних, потеряв на борьбу с техникой полчаса. Однако она доехала, а вот 30 не самых хилых «пацанов» предпочли бросить эту затею на полпути. Quaduro – это эндуро на квадроциклах. Что-то из области фантастики, ведь спорт на ATV в России фактически отсутствует как дисциплина. Но не во Франции! На старте 500 (!!!) человек. Организаторам даже пришлось разбить эту толпу на десять стартовых линий, чтобы они не поубивали друг друга в первом повороте: ведь четырехкилометровая разгонная полоса пляжа шириной 200 метров завершается узким поворотом с «пропускной» способностью в три квадроцикла. 10 секунд разницы на старте в данной ситуации не имеют никакого значения…
В узкий, как задние двери пикапа, первый поворот одновременно пытаются войти 40 «кабанов». Мешкать не стоит: сзади уже приближается вторая партия, которую в свою очередь подталкивает третья, четвертая… пятая. Примерно по 10 пилотов из каждой полсотни остаются любоваться картиной отлива и чайками, лежа на песке рядом со своими перевернутыми ATV. Зрителям, заблаговременно занявшим позиции в Мерлимоне – раздолье! Они жертвуют видом массового старта ради единственного в году зрелища: битвы за holeshot – ее выигрывает тот, кто первым входит в поворот после разгонной прямой. Дальше гонку можно не продолжать, ты уже герой! Ради возможности стать «калифом на секунду» на Enduropale особо продвинутые товарищи привозят совсем уж нетрадиционные средства передвижения. В прошлом году holeshot лучше всех удался британскому маньяку, переобувшему 750-кубовый спортбайк в «тракторные» покрышки. Его «карьерный рост» завершился через 50 метров после поворота, на первом же трамплине… Остальная часть трассы длиной в 17,8 км – адская смесь из медленных поворотов с глубокими колеями и убийственных трамплинов. Это полные уши песка, еще центнер за шиворотом, в карманах, под подкладкой куртки, в волосах, на лице, запредельная доза адреналина и живой RОK’N’ROLL моторов, ради которого на старте нередко появляются такие знаменитости, как 10-кратный чемпион мира по мотокроссу Стефан Эвертс, пилоты заводских команд из Италии, Франции, Великобритании и других стран. В этом году Enduropale не очень удачно совпала с тренировочным «этапом» чемпионата мира по мотокроссу в Мантове, все звезды укатили туда. Но во Франции хватает своих: через одного – участник «Дакара», в первой двадцатке личности вроде Микаеля Пишона, Ива Дюдона и Дамьена Прево. На счету Пишона два мировых титула в классе MX2, титул в чемпионате мира по Эндуро, призовые места в AMA Supercross… Масштаб понятен? Традиция выезжать в феврале на Enduropale поддерживается и российскими спортсменами. В этот раз в заявочном листе было четверо россиян в классе QUAD, трое – в E2! По правилам, трехчасовую гонку на выносливость могут вести попеременно два гонщика на одном ATV. Отыскать квадроциклы с Александром Иванютиным и Николаем Кудрявцевым – задача непростая, тем не менее, мне удалось. Ура! Наши финишируют в первой полсотни – 42-ми. А это значит, что в следующем году им выдадут особые, желтые стартовые номера – номера лидеров. На следующий день гонка мотоциклов, которая могла бы стать прорывом для первого чемпиона России по Супермото. За два часа Иванютин добрался до 22-й позиции, а затем неожиданно вырвался на 13-ю! Но за 40 минут до клетчатого флага у мотоцикла оборвало цепь – в шести километрах от бивуака… Времени починиться и вернуться в гонку не осталось. Может ли утешить Александра тот факт, что клетчатый флаг так и не увидели еще 300 гонщиков? Вряд ли. В первой сотне все же оказался наш соотечественник: Денис Яковлев на Kawasaki проехал створ финишных ворот 89-м. Невероятную по своей сути победу в Enduropale одержал Ив Дюдон. Пилот команды Batinor Kawasaki № 1 вырвался в лидеры на предпоследнем круге и узнал об этом лишь из сообщения на пит-борде. Первые пару минут, в плотном кольце из журналистов и членов Французской федерации, Ив с трудом подбирал слова… усталость давала о себе знать. Некоторым гонщикам лишь усилием воли удалось довести свои мотоциклы до финиша – они падали через пару метров после клетчатого флага, не могли отдышаться. Когда Дюдон пришел в себя, «упасть» пришлось и ему: решением жюри, его оштрафовали на 15 минут за нарушение норм по шуму. Золотом за шум пришлось расплатиться и Жан-Клоду Муссе, шедшему вторым. Его завернули в закрытый парк, где команда оперативно заменила «дудку» на «потише», что стоило французу 20 минут ценного времени, в итоге – бронза. Эстафету перехватили Пишон и Адриен Ван Беверин – они и взошли на пьедестал. Финишировав, двукратный чемпион мира по мотокроссу сначала снял гоночный шлем, а затем и килограмм песка со своего лица. Вряд ли эта маска была лечебной, но звание «Человек песка – 2010» Микаель заслужил! Все участники Enduropale – герои. По крайней мере, для местных жителей и собравшихся со всей Европы зрителей. Такого трепетного и горячего приема, как здесь, в маленьком французском городке, не удостаивались и многие участники МотоGP. Особое место заняла церемония награждения. Зал Palace de Europe для официальных церемоний на 3000 мест забит до отказа, все проход и фойе заняли местные жители и гости Ле Туке. Красной линией через весь уикенд прошла тема хрупкости человеческой жизни. Ведь всего три месяца назад во время тренировки погиб победитель прошлогоднего Enduropale, профессиональный кроссмен, участник чемпионата мира по мотокроссу Тимоти Потишек. Отец французского гонщика оказался в числе приглашенных гостей и не скрывал чувств, когда ему предоставили слово. Зал был растроган до слез: ведь многие чествовали Тима – героя Ле Туке в 2009 – в этом же зале. Накануне местная газета вышла под заголовком «35 лет эмоций». Столько лет подряд пляж на время превращается в гоночную трассу. Это событие ждут с нетерпением и готовятся к нему с особой тщательностью, даже большей, чем к курортному сезону. Я уверен, что эта традиция не прервется несмотря ни на что, ведь благодаря мотогонкам маленький городок на берегу Атлантического океана прославился на весь мир.

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки