Железо special «превращение в спортсмена»

Каждый, кто хотя бы раз выезжал на пит-лейн гоночной трассы не забавы ради, задумывался о специальной подготовке мотоцикла. То, что самые навороченные спортбайки «прямо из салона» не готовы к выезду на трек—секрет Полишинеля. Они омологированы для движения по дорогам общего пользования, но для гонок у них масса «ненужных», а в некоторых случаях опасных деталей. Этот материал о том, как сделать из мотоцикла аппарат, подходящий для гонок, да к тому же еще и конкурентоспособный.

эталон
минимализма
Рассмотрим список навесного оборудования, которое вам, уверяем, совсем не нужно (его можно сохранить до лучших времен в гараже — целее будет).
Зеркала. Самый опасный атрибут современного мотоцикла. Предположим, вы «валите на все деньги», и вдруг вас настигает более опытный и быстрый пилот. Не дай бог в этот момент посмотреть в зеркало и увидеть стремительно приближающегося соперника! Минимум, вам обеспечена потеря концентрации на какое-то мгновение. Этого может быть достаточно, чтобы уехать в гравий. А худшее, что вы можете, — машинально «уступить» ему дорогу, тем самым поведя себя непредсказуемо для обгоняющего. Это самая частая ошибка новичков, поэтому первое требование перед выездом на трек — снять с мотоцикла зеркала или свернуть так, чтобы посмотреть в них было невозможно.
Светотехника. Фара, стоп-сигнал, указатели поворота опасны в случае падения, когда все это стеклянно-пластиковое великолепие бьется, колется на куски и превращается в поражающий элемент для тех, кто едет следом: порез шины или пробой осколком фары радиатора охлаждения — наименьшее из зол, а вот если на эту «кашу» кто-то упадет… Второе — визуальный эффект. Рефлексы, выработанные годами езды по городским улицам, работают и на треке: обгоняющий может неосознанно зафиксировать взгляд на стоп-сигнале, сработает «золотое правило»: куда смотришь, туда едешь. Вас может просто сбить пилот, засмотревшийся на ваш стоп-сигнал. Снятая светотехника может облегчить мотоцикл на 7—10 кг!
Стандартный пластик. Главное его неудобство — цена. Одна деталь облицовки сравнима с покупкой спортивного комплекта. Второе неудобство — способ крепежа и количество деталей. В стандартной облицовке 6—9 деталей на резьбовом и клипсовом крепеже. В спортивном варианте 4—5 крупных элементов на быстросъемном крепеже. Стандартный пластик — однозначно снимать! Также отправляем «в отставку» сиденья — водительское и пассажирское. Что еще можно снять? Вентиляторы охлаждения. В городских пробках без них ездить невозможно, но в условиях трека они просто не нужны. Также удаляем неиспользуемые пульты управления (теперь в них нет необходимости) и звуковой сигнал.
Можно снять боковой упор (минус 600 г), но только если вы уже обзавелись подкатом и научились в одиночку ставить на него мотоцикл. Перед нами подходящая заготовка для постройки трекового мотоцикла любого уровня. Дальше рассмотрим, что нужно поменять/добавить, чтобы мотоцикл стал более конкурентным.
от простого к сложному
Трековые мотоциклы можно условно разделить на четыре уровня подготовки: 1. «Хочу попробовать»; 2. «Физкультурник»; 3. «Суперсток»; 4. «Суперспорт». Начнем строить наш «виртуальный» мотоцикл с самого простого — «Хочу попробовать». Этот вариант подойдет тем, кто хочет понять: надо оно ему или нет. Вначале было слово? Нет — тормоза! Нет ничего проще, чем открутить ручку «за 250 км/ч». А вот остановиться с такой скорости безопасно и за минимально возможное расстояние — задача не из легких. Первое, что должно дорабатываться — тормозная система. Стандартные тормозные шланги сразу же подлежат замене. Армированные шланги дают превосходную обратную связь и линейную передачу тормозного усилия от главного к рабочим тормозным цилиндрам и весят меньше, чем стандартные. Лучше не заниматься творчеством и не собирать шланги самостоятельно. Готовые наборы для конкретной модели мотоцикла от Goodrige, Hel, TRW-Lucas и Galfer давно можно купить «в наличии». Следующий шаг — установка спортивных тормозных колодок. Фрикционный материал стандартных колодок имеет очень хорошие показатели по трению, но они не рассчитаны на температурный режим гонок. Ставим колодки, которые способны выдерживать перегрев без изменений свойств фрикциона и обгорания.
Пока «наш» мотоцикл «раздет», его надо нарядить в спортивный пластик. В этом нет ничего сложного. Безусловно, все производители делают его из разных материалов и по разным матрицам. В установке нет ничего особенного, но если вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь к тем, кто делает это постоянно. Мотоцикл для «пробы пера» готов! Ничего лишнего, как и дополнительного спортивного оборудования. Смело едем на трек, будь то Мячково, Казань или любимый автомотодром в Брно! Итак, вы благополучно откатали несколько пробных тренировок. Если после этого решили, что трек вам не нужен и светофорные гонки с четырехколесными интересней, вас ждет нудный процесс обратной сборки «горожанина». А если же осознали всю опасность псевдоспортивной езды по городу, то нам с вами по пути и давайте строить мотоцикл «физкультурника»! На этом уровне вообще нет никаких ограничений по модификациям. Если вы не собираетесь участвовать в чемпионате России, то рамки технического регламента фантазию не сковывают. Обычно подготовка в «любительских» классах происходит, исходя из соображений здравого смысла и потребностей и возможностей пилота. Помните, на мотоцикле уже «установлены»: армированные тормозные шланги, спортивные тормозные колодки и гоночный пластик. Наверняка пока вы ездили, чтобы понять, «как оно вообще» — заметили, что как ни накручивай ручку «газа», многие пролетают мимо или просто уезжают из поворота «в точку». Что помогает им так резво разгоняться? Более мощный мотор! Глубокий тюнинг двигателя в младших классах запрещен повсеместно, а установка Power Commander даже вкупе с полной выхлопной системой не способна дать столь заметное преимущество. Ответ — final gearing, то есть передаточное отношение между ведущей и ведомой звездами. Обычно «стандартным» принято считать «передатку», равную 2,6 (читай: передняя звезда — 16, задняя — 42). Но в спорте никаких стандартов нет. На одном и том же треке разные пилоты могут использовать передаточные отношения от 3,2 до 2,8. Но, как правило, все начинают с «3» (передняя звезда — 15, задняя — 45). Так что закупаемся звездами и удлиненной цепью! 98% мотоциклов на треке используют тип цепи «520». На 1000-кубовых мотоциклах—усиленные «520». Длину новой цепи подбираем, исходя из того, какие звезды собираемся использовать. На Honda CBR600RR для задних звезд 43—48 достаточно установить два дополнительных звена. В базе 112, покупаем 114. Будьте аккуратны! Мотоцикл начнет гораздо агрессивней откликаться на поворот ручки «газа»! Надо понимать, что замена звезд не делает ваш мотор мощнее, но при определенных условиях позволяет разгонять мотоцикл интенсивнее. Можно купить сразу несколько разных комплектов, чтобы менять передаточное отношение по мере роста навыков или под разные треки.
Мы «научили» мотоцикл разгоняться и тормозить. Но для уверенного управления надо больше. Следующее по списку — покрышки! Это главный компонент, отвечающий за сцепление с асфальтом. Спортивные покрышки в Россию почти не поставляются из-за проблем с таможней, сертификацией и прочими сложностями. Искать стоит все в тех же командах, регулярно выезжающих на тренировки в Европу. Если у вас нет колесных грелок, обратите внимание на то, что очень неплохо себя зарекомендовали Pirelli либо Metzeller. Одни из лучших покрышек — Dunlop, но в непрогретом виде они жесткие и скользкие, что на треке просто опасно! Слики (покрышки без протектора) имеют наибольший коэффициент сцепления и дешевле «нарезки». Но помните, что слики запрещены к использованию в гонках в классе «600 см3».
В принципе, на этом можно и остановиться: запастись несколькими комплектами покрышек и тренироваться в свое удовольствие. Но, как мы уже говорили, если вы не выезжаете на чемпионат России, тюнинг можно не ограничивать. Дальнейшие модификации мы отнесли к классу «Суперсток».
борьба
за результат
Амбиции бьют через край — готовы участвовать в гонках? Уже есть пластик, хорошие тормоза, «правильные» звезды и покрышки. Дальнейшие модификации направлены на: 1) разрешенное регламентом повышение мощности мотора; 2) эргономику; 3) ремонтопригодность в «полевых» условиях. Из допустимого тюнинга двигателя в младших классах—установка прямоточной выхлопной системы и блока управления двигателем (ECU), такого как Power Commander. Но если вы не привыкли идти на компромисс, ваш путь — гоночная электрика и блок управления от заводского гоночного подразделения. Например, есть канал поставки компонентов HRC (Honda Racing Corporation). Ставить «дудки» без ECU смысла не имеет, равно как и наоборот. Поэтому приготовьте около ? 2300 на дополнительные 10—15 «лошадок».
К гоночной электрике также относится одна маленькая, но очень полезная деталь: QuickShifter — модуль, позволяющий переключаться на повышенную передачу без сброса «газа» и без выжима сцепления. Стоит недешево: около ? 350.
В современных кольцевых гонках немаловажной деталью является проскальзывающее сцепление (Slipper Clutch), позволяющее вытворять невероятные выкрутасы при переключении на пониженную передачу, не тратя внимание на поведение заднего колеса — только прогнозируемое замедление и максимально возможное торможение двигателем! Если ваш мотоцикл не был укомплектован таким девайсом на заводе, рекомендуем обзавестись им. Правда, некоторые «ямаховоды» жалуются на стандартное проскальзывающее сцепление и меняют его на «продвинутое», за ? 700. Вот и весь «Суперсток»! Мотоциклы, подготовленные к гонкам в классе «Суперспорт», отличаются от STK-600, но к России это относится в меньшей степени. Поэтому дальнейшие переделки — суть максимальное облегчение техники и ее ремонта. Меняем кронштейн приборной панели. По совместительству он держит передний обтекатель. Стандартный неплох, но его минус — высокая стоимость и хрупкость: ломается при незначительных падениях. Гоночный «паук» обойдется в ? 120—140, но прослужит гораздо дольше из-за простой формы, меньшего веса и материалов — варится из алюминиевых труб и легко правится после падений.
Клипоны руля. Стандартные не регулируются, да и снять их без демонтажа верхней траверсы невозможно. Гоночные регулируются и позволяют менять посадку, делать мотоцикл послушнее. При падении, как правило, ломается только рукоятка, которую можно заменить за пару минут, цена вопроса — ? 10. Нехитрый комплект обойдется примерно в ? 100—130.
В стоковых классах российского кольца разрешено применение спортивных подрамников. Выгода от него та же, что и от «паука» — экономия веса и ремонтопригодность. Эта опция не бюджетная (? 350), но своих денег стоит. Подножки для владельцев спортбайков со «смотровой» — возможность индивидуализироваться. Многие производители пользуются именно этим, поэтому не все варианты подходят для трека. Очень неплохи наборы TRW, Ten Kate и PPTuning, прочные и полностью регулируемые. Как ни крути, а качественный набор с кронштейнами дешевле ? 350 не найти.
Напоследок несколько слов о рычагах сцепления и тормоза. Можно ездить и на стандартных. Как правило, все современные рычаги имеют пропилы, чтобы при падениях они ломались не у основания, а по «ослабленному» месту, что позволяет доехать до места ремонта/финиша. Хотите большей уверенности и гибкости настроек, заложите в бюджет ? 220—350 за комплект складывающихся ручек, вероятность поломки которых практически сведена к нулю.

  • Трэкбэки отключены
  • Комментов (0)
  1. Комментов пока нет

Дайте верный ответ * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Архивы

Облако меток

Видео презентации


Полезные ссылки